РИСУЕМ ЛОШАДЬ - МАСТИ (ЧАСТЬ 1)



Как-то посулилась я написать урок по рисованию довольно реалистичной лошади начиная с построения. Это оказалось на диво непросто, потому что кроме собственно техники рисования стилусом шерстинок есть еще куча других моментов. Поэтому свой фундаментальный труд «Рисуем лошадь» я разобью на несколько этапов.
Честно-пречестно, уже в следующий раз мы станем разбираться в породах и ракурсах. И нарисуем с нуля, т.е. без всяких рефов, в полный рост и детализировано примерно такого конька:


Вот приделаю ему гривку с хвостом (хочется верить, что скоро) и выложу. А сегодня немного сухой теории. Не думаю, однако, что эту теорию разумно пихать в раздел «Уроки Photoshop» поэтому выкладываю здесь.

РАЗДЕЛ 1: ПАЛИТРА МАСТЕЙ

Известно, что всякому рисованию предшествует выбор палитры, а в нашем случае конской масти (мастью называют цвет лошади). Я так думаю, не все на форуме отличат каурую от караковой, а чубарую от чалой и смогут себе все это хорошо представить. А разбираться при рисовании лошадей в таком вопросе стоит, хотя бы потому, что разным породам присущи разные масти. Попробуйте, к примеру, нарисовать мышастого араба и посмотрите, как над вами станут потешаться. Кроме того, неужели вам никогда не было интересно, что значат все эти «сивки, бурки, вещие каурки»?
И сегодня мы будем восполнять этот пробел в образовании. Только говорю сразу, я подхожу к вопросу с позиции эстетики, поэтому про генотипы мудрить не хочу и не буду.
И еще, про фотографии. Лично моих здесь нет ни одной, поэтому выражаю огромную благодарность фотографам, которые их сделали. Если будут какие-то претензии по авторскому праву, дайте знать - уберу.

Про масти можно, на самом деле, говорить долго и много. И все потому, что некоего единого классификатора конских мастей пока не придумали. В России он один, во США другой, на востоке третий, да и у европейцев солидарности нет. Тут, как говориться, кто во что горазд. Тем не менее, обычно выделяют три-четыре масти и дюжину подмастков. Как-то раз даже наткнулась на классификацию по 50 мастям. Но я не самоубийца, чтобы описывать аж 50 штук в учебных целях :) . Обычно же масти делят либо на первичные - производные, либо на одноцветные - двухцветные - многоцветные - смешанные. Сама я (вслед за авторитетными иппологами) склоняюсь к идее, что основных мастей все же четыре: вороная, гнедая, рыжая и серая. На них ложатся отмастины, которые вызывают потемнение или посветление основных мастей. Эти «разновидности» основных нередко выделяют как самостоятельные масти или называют подмастками. Разницы в терминологии никакой.
Масть определяется цветом кожи, подшерстка и покровного волоса на теле, а также цветом волос гривы и хвоста. На нее, кроме всего прочего влияет возраст лошади и условия содержания, она может изменяться в период линьки или выгорать на солнце.

1. Вороная (по-англ. будет black, classic black или true black).
Черных лошадей в нашей стране традиционно называют вороными, потому что на солнце шерсть переливается "цветом воронового крыла". Тем не менее из рисунка внизу явствует, что цвет лошади сильно варьируется в зависимости от освещения и антуража. Так при ровном дневном свете имеют место темно-серые и стальные оттенки, на морском побережье появляются синие, а на фоне заходящего солнца обязательно будет желтизна. 

Кстати, пока готовила материал несколько раз наткнулась на определение вороной, как "сплошная чёрная окраска туловища, ног, хвоста и гривы, не допускающая вкраплений других цветов" и еще "копыта тоже чёрные". Так вот, все это фигня. То есть как раз грива и хвост должны быть черными обязательно, иначе лошадь уже не вороная. А вот с отметинами и копытами история другая. На фото внизу мы можем видеть лошадь с белыми чулками на ногах и проточеной на голове, которые совершенно не мешают ей быть вороной. То же и с копытами (тот же рисунок, слева): если нога без отметин, они могут быть черными, а могут и не быть; если на ноге белый носок, то копыто будет светлым. 

Про вороную масть еще стоит добавить, что она присуща, наверное, большинству пород. Есть такие, в которых эта масть доминирует. Например, голландские фризы отличаются почти абсолютной чернотой, редко-редко встречаются среди них рыжие или с белой звездочкой на лбу. А есть и такие, например саффолки, которые вороными не бывают никогда.

Ну и отмастины:
Карая - вороная с небольшим коштаново-бурым отливом (не путать с караковой и, тем более, с каурой!) 

Вороная в загаре - та же вороная, но с порыжевшими кончиками шерсти. Это потому, что шерсть лошадей, когда они постоянно находятся на солнце, выгорает.
Сивая – вороная с проседью
Муарово-вороная (smoky black) - дымчато-вороная, довольно редкая масть, встречается, главным образом, среди ахалтекинцев и арабов. В России муаоровой она называется потому, что шерсть лошади (за счет особой структуры) действительно напоминает муар (это шелковая ткань с волнообразными переливами), а сама лошадь в движении будто превращается в шелковую ленточку.
Вот пара дымчато-вороных арабов.
2. Рыжая (англ. вариант chestnut - "каштановая"). Светло-рыжая (Sorrel)
Тут, думаю, все понятно, вся лошадь от головы до хвоста рыжая. Степень интенсивности цвета варьируется от очень светлого песочного до очень насыщенного, почти черного. Хвост и грива того же тона, но могут быть светлее или темнее основного окраса. У рыжих лошадей никогда не бывает темных ног и черной или белой гривы и хвоста! Это будут уже другие масти и о них я еще расскажу. 

Вариации рыжей масти: 

Рыжие лошади встречаются чаще вороных. Опять же есть породы, в которых рыжих не бывает, а те же саффолки рыжие все как один.

3. Гнедая. Светло-гнедая (light bay) - гнедая (bay) - темно-гнедая (dark bay).
Эта масть является самой распространенной и встречается в большинстве пород, а, например, в кливлендской она единственная.
Некоторые специалисты даже считают, что все предки современных лошадей были гнедыми. Голова и корпус коричневые (возможны потемнения/посветления на брюхе, в пахах, на ягодицах, у ноздрей), хвост, грива, а, зачастую, и уши значительно темнее основной масти, вплоть до черных. Ноги выше запястья и скакательного сустава тоже черные. Так что смотрите на ноги, это - самый верный способ отличить гнедую от рыжей. 

Палитра вариаций масти обширна: 

У гнедой, как и у вороной, могут выгореть и посветлеть кончики волос, отчего она станет гнедой "в загаре".
4. Серая. Светло-серая (light grey) - серая (grey) - темно-серая (dark grey или steel gray).
Серая масть относится к числу смешанных, т.к. получается в результате смешения темных и белых шерстинок на темной коже вот так: 

Вообще называть этих лошадей серыми не совсем верно, правильнее было бы говорить седые, поскольку серость может появится на основе любой масти (поэтому серую не всегда и выделяют как отдельную масть). Это значит, что жеребенок рождается темным (рыжим, гнедым или вороным), а потом со временем светлеет, начиная с головы. Быстрота поседения зависит от интенсивности базовой масти породы, питания, наследственности и всегда протекает индивидуально. Стать почти белой такая лошадь может и в 20 лет, и в 3 года.
Кстати, серых лошадей с очень светлой основой и темными гривой-хвостом-мордой в старину называли «соболевыми».

Вариации серой масти также весьма многообразны: 

Серая в яблоках. Светло-серая в яблоках (dappled grey on white bakcground) - серая в яблоках (dapple grey) - темно-серая в яблоках (dapple grey on dark background).
На более-менее темном фоне базового цвета светлые округлые пятна. С возрастом они могут пропасть и лошадь вся станет светло-серой (потому что серая масть, как мы помним, с течением времени обычно седеет).
У серой в яблоках, как правило, светлые грива и хвост, светло-серая голова. Сами "яблоки" распределяются неравномерно и имеют разный диаметр (2-6 см). Окраска туловища интенсивнее на шее, плечах и крупе. Ноги почти наверняка темные.
Серая в гречку (fleabitten grey with black, переводится как что-то вроде "покусанной блохами серой" :) )
С возрастом, т.е. ближе к старости серая лошадь, уже будучи достаточно светлой, может покрыться мелкими такими темными пятнышками.
Форелевая (fleabitten grey with red)
Также на серой лошади могут появиться красно-вишневая гречка. Однако, в отличие от предыдущего подмастка этот начинает формироваться не к старости, а после первой линьки.
Ну, вроде бы с четырьмя фоновыми мастями разобрались, переходим к тем, что называют вторичными или производными. Их еще 13!

Саврасость: здесь все не так уж просто, но мы и это осилим!
Кроме относительно однородных по цвету, бывают еще и так называемые зональные масти. Называются они так, потому что светлый цвет на внутренней стороне ног и брюхе переходит в грязный белее темный тон на голове, шее, спине и крупе. Плюс на темной морде характерно посветление храпа.
Саврасость присуща сразу нескольким мастям, которые нередко называют "дикими", что объясняется наличием так называемых "диких отметин" (разной степени интенсивности): 

1. Ремень: узкая темная полоса по хребту от холки до репицы;
2. Белые прядки в гриве и хвосте
3. "Паутина": темные полоски на лбу 

4. "Крылья" ("стрелки"): оплечье, темная полоса поперек холки разной степени выраженности;
5. Зеброидные полоски на ногах: ну да, как у зебры горизонтальные полосы ниже и выше скакательного и запястного суставов.

При этом обязательным для саврасости является только ремень, других отметин может и не быть или они как-то комбинируются. А "дикими" их называют потому, что зональные масти характерны для многих аборигенных лесных и степных пород и пони. Такая окраска, по видимому, помогала предкам лошадей маскироваться на местности.
Саврасость присуща башкирским и вятским лошадям, мустангам. Фьорды являются исключительно саврасыми, а вот среди тракененов и арабов их не бывает.
Ну и, собственно, масти с геном саврасости: 

5. Мышастая (blue dun, grullo, steel или iron grey)
Иначе говоря, вороно-саврасая. Эту масть можно с полным основанием назвать серой, поскольку она характеризуется действительно серой шерстью на темной коже. Грива, хвост и ремень - черные, голова и ноги обычно тоже темные. Цвет масти варьируется от светлого пепельного до очень темного серого.
Уж и не знаю отчего, но в английских источниках машастиков еще иногда называют wolf bay (волчья гнедая). Но генетически гнедая и вороно-саврасая совершенно разные!

6. Каурая (yellow dun или red dun)
По генотипу каурые являются рыжими, поэтому их еще зовут рыже-саврасыми. От "просто рыжей" масти отличается более блеклым окрасом и непременным ремнем (кстати "дикие отметины" не черные, а красные). Хвост и грива, всегда, рыжие. Особо отмечаю, что если морда на конце белесая, то к саврасости это отношения не имеет! Это уже называется подласостью и является другой отмасиной. Поэтому есть посветление вокруг ноздрей или нет - лошадь все равно каурая.

7. Саврасая (dun или yellow dun)
Да, так бесхитростно называются гнедо-савравсая лошадь. Все тоже самое, что и с каурой, только низ ног, грива и хвост, как у всякой гнедой темные. Плюс пресловутый ремень. На морде также возможно посветление, которое, тем не менее, не является признаком соврасой.

8. Буланая (англ. - yellow dun; амер. - buckskin ("оленья кожа"))
Буланая масть это, иначе говоря, осветленная гнедая. Поэтому если вы сравните гнедую с буланой, то увидите, что они одинаковые, только основу буланой составляет не рыжий, а песочно-желтый цвет. Ноги, правда, могут быть не черными, а коричневыми. Редко, но случается, что у буланой есть ремень (у гнедых его не бывает!) и зеброидные полоски.


Интенсивность буланой масти варьируется от светлого грязно-песочного до насыщеннного янтарно-желтого. Нередко (особенно среди ахалтенинцев) встречается золотой или серебристый отлив. 

9. Соловая (palomino).
Соловые - это тоже осветленный подмасток, только в основе лежит рыжая масть. Собственно осветление касается, главным образом, гривы и хвоста, которые у соловых имеют льняной или белый цвет. Плюс некоторая желтизна в шерсти. Темно-соловую можно иногда спутать с игреневой (о чем чуть ниже), а светло-соловую с изабелловой (о них тоже немного позже). Ну что тут сказать? Как свою лошадь в этом случае назовете, такой она значит и будет :). 

10. Игреневая («chestnut with flaxen mane and tail» или light chestnut)
Игреневые, как и соловые, являются генетически рыжими. Для этого подмастка (как и для солового) характерны светлые грива и хвост (а на западе игреневых лошадей так и называют "рыжая с серебряным/льняным хвостом и гривой"). 

Цвет тела при этом может быть светло рыжим, цвета кофе-с-молоком или шоколадным. Кроме того, для темно-игреневых весьма характерны яблоки.
За рубежом всех игреневых еще иногда называют серебряными (silver). Однако, замечу, что в России серебряными называют только очень темных игреневых (почти черных) с белыми гривой и хвостом.

11. Бурая (brown).
Еще один подмасток на основе рыжей масти. Лошадь в этом случае, можно сказать, максимально темно-рыжая. Окрас волоса равномерный, темно-каштановый или цвета пережженного кофе. Хвост и грива при этом обязательно темнее тела, могут быть почти черными. 

Белая (white).
Кто угадает (с первого раза, и НЕ заглядывая вперед) какой масти эта лошадь, тому приз.
Если самодовольно ответили белая, то приз не дам, потому что белых лошадей не бывает, все они светло-серые :) . Другой вариант - альбиносы, хотя собственно чистых альбиносов тоже не бывает, они чаще всего рождаются мертвыми или гибнут сразу после рождения. Кстати, лошадь на картинке изабелловая. Если кто-то все же угадал, дайте знать, эрудицию надо поощрять (только, чур, не жульничать!)
Обобщающий вывод: белая лошадь - это нонсенс, если вы, конечно, не рисуете мутанта.

12. Изабелловые (cream).
Лошади изабелловой масти являются, так сказать, неполными альбиносами, то есть пигмент в шерсти есть, но его мало. Поэтому лошадь очень светлая, кремового цвета, хотя генетически она является рыжей, гнедой или вороной. Грива и хвост также кремовые или белые, копыта всегда светлые, кожа депигментировнна (розовая), поэтому в случае с изабелловой мастью не забываем о тельных пятнах (что это такое, я расскажу ниже). Глаза чаще всего голубые, а если смотреть на свет красные, хотя могут быть и карими.
Лошадь также может иметь белые отметины, которые довольно хорошо просматриваются. 

В иноземных странах (например, в США) правда еще выделяют: "cremello" - генетически гнедые или вороные и "perlino" - рыжие. У нас такой фигней не заморачиваются, потому что на вид они одинаково изабелловые :) .

13. Караковая (brown, black-brown или black-bay).
Нет, это не тоже самое, что карая, хотя идея примерно одна. Оба слова происходят от тюркского "кара" - черный, но в русском языке обозначают очень темный коричневый (ну, типа карие глаза). Если вернутся к конским мастям, то карая - это вороная с бурым отливом, в то время как караковая - это гнедая, просто очень-очень темная. То есть цвет волоса она имеет, главным образом, черный, но в пахах, на брюхе и на конце морды есть рыжеватые посветления. От темно-гнедой караковую отличает то, что эти посветления довольно ярко выражены и легко читаются. 

14. Чалая (roan – «пестрая»)
Мы уже говорили, о том, что серая масть – это смесь белого волоса с каким-либо другим, более темным. Чалость в чем-то подобна серости, но есть два отличия. Во-первых, серая масть довольно однородна, а у чалых волос смешанный только на корпусе лошади, при том, что хвост, грива, ноги и голова остаются основного цвета. Рыжие у рыже-чалой; черные у вороно-чалой; черные хвост-грива-ноги и рыжая голова у гнедо-чалой. 

Второе отличие в том, что чалыми лошади рождаются, а серыми (это уже все запомнили) становятся.

15. Пегая (skew–bald; pie–bald (только вороно-пегая))
Эта масть образуется на основе любой из более-менее одноцветных и означает, что по более темному основному цвету тела лошади разбросаны крупные белые пятна. 

А вот говорить, что на белом фоне темные пятна неверно, даже если белый цвет в раскраске лошади преобладает. Ну, мы же помним, что белых лошадей не бывает, а белая шерсть - признак альбинизма? Это значит, что пегие - они тоже немного альбиносы. Поэтому и глаза у них могут быть голубыми, серыми или карими. И даже разного цвета, что нехарактерно для других мастей. Цвет гривы и хвоста, как правило, согласуется с пятнами на теле.
Достаточно одного небольшого, но четкого (!) пятна, чтобы лошадь считалась пегой.
Пегая масть называется по базовому цвету, и может быть: 

Кстати как раз за пятнистость пегую масть еще называют "коровьей". В Европе таких лошадей некогда считали ущербными и выбраковывали, да и сейчас, можно сказать, недолюбливают. Но вот если вы надумаете, к примеру, рисовать лошадь индейца, то знайте, что этот народ пегих очень уважает, а в прежние временя и боготворил.
Пегость встречается во многих пародах: мустанги, американская верховая, русская, всякого рода рысаки, тяжеловозы, пони и т.д.
В некоторых западных странах (в частности, в США) выделяют две совершенно разные масти: тобиано (tobiano) и оверо (overo), плюс нечто среднее между ними - товеро (tovero). И различаются они только расположением пятен (есть перемычка на холке между белыми пятнами на боках, или нет, сколько у лошади белых ног и т.д.). Однако дебри этих тонкостей столь дремучи, что мы в них не полезем.
16. Чубарая (spotted )
Чубарые они в общем-то тоже немного альбиносы. Как и у пегих, у чубарых на теле обязательно есть пятна (темные на светлом фоне или белые на темном). Только у чубарой пятен должно быть несколько, они относительно небольшого размера и, чаще, нечетких очертаний. Возникает чубарочть на основе любой масти и с течением времени может изменяться.
Основные разновидности чубарой масти:
1. Леопард: много-много округлых темных пятен на светлом фоне
2. Слабо-пятнистый леопард: леопард, только с меньшим количеством пятен.
3. Снег: Редкие белые пятна на темном фоне.
4. Иней: много-много мелких-мелких белых пятнышек по темному фону
5. Чепрачная: отличный от основного цвета большой участок на спине или крупе лошади, чаще с пятнами. Этот участок и называется чепрак.
Чубарыми бывают алтайские аборигены, кнабструпские и некоторые другие лошади.

17. Тигровая (brindle)
Иногда эту масть рассматривают как отдельную, но чаще – как разновидность чубарой. Очень редкая масть, характеризующаяся длинными вертикальными полосками на плечах, крупе или на всем теле лошади. На ногах могут быть зеброидные полоски. Степень выраженности различная:
1. Тигровая
2. Умеренно-тигровая
3. Слабо-тигровая
Тигровость может возникнуть на основе любой масти, причем полосы бывают как светлее, так и темнее фона. 

Вместо послесловия
Вообще, если вам на глаза попадется лошадь необычной масти, которая вообще не похожа ни на что из описанных здесь - не спешите с выводами. Что бы вы подумали глядя на этого жеребчика? Что это непознанная масть чубарой?
И зря. Просто этот красивый коник - изрядный драчун, а пятна - боевые рубцы, полученные в драках с другими лошадьми.

И еще. Про отметины.
Где-то выше я чего-то там упомянула про тельные пятна, даю пояснения.
Тельное пятно – участок розовой депигментированной кожи (pinkskin). 

Такие пятна возникают обычно на морде, по храпу, на веках.
К другим отметинам головы относятся всякого рода звезды, проточины и т.д. На ногах бывают венчики-чулки-носки и т.д.
Сегодня начинаю выкладывать обещанное дополнение. И сразу же замечу, что в Росии ничего этого нет, терминология западная.

Редкие гнедые масти

"Дикая гнедая" (wild bay) - очень редкая масть, с виду, как обычная гнедая, но черные носки заканчиваются выше путового сустава и захватывают не более трети плюсны.
Кроваво-гнедая (blood bay) - самая настоящая кровавая масть. Цвет тела получается с красным отливом, а случается, что такие лошади бывают почти пурпурными. Еще один эффект – особый блеск шерсти, которая, как и в случае с муаровой, в у некоторых пород имеет особую тонкую структуру. 

Масть редкая, никогда не бывает у аборигенов степей и лесов. Встречается у арабов, ахалтекинцев, англо-арабов, тракененов и некоторых других пород. Раньше они встречались значительно чаще. Например, в андалузской породе, пока ее не перепортили преливанием других кровей. Так что под среневековым рыцарем кроваво-красный андалуз, а под индийским раджой марвари будет смотреться нормально.

Вишневая (guinda bay, от испанского "guindo" - вишневое дерево) - это, как уже очевидно из названия, «цвет спелой вишни». Я так думаю, что это кроваво-гнедые более темного тона. На фотографии ниже клевеландская лошадь. 

Махогоновая (mahogany bay) – окрас красно-коричневый, с некоторой примесью черных волос (махогон – это, если кто не знает, другое название жутко дорогого красного дерева) 

Медно-гнедая (copper bay) – рыжее или оранжево-красное тело. Вситречается у тех же ахалтекинцев, у арабов.
Золотисто-гнедая (golden bay) – так на западе называют буланых.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Другие новости

Комментарии (0)


Оставить комментарий

Изящный, легкий, надежный - прекрасный помощник в рисовании мольберт Филиппе