Рисуем масляными красками драматическое освещение

Контражур позволяет добиться необычных эффектов при создании портрета — например, необычных тональных контрастов и «утончения» теней.
Мы привыкли к классическому портрету, автора которого интересует, прежде всего, лицо портретируемого. А чтобы лучше разглядеть его, он соответствующим образом «строит» освещение—располагая источник света сбоку или перед лицом модели. Между тем иногда — в целях драматизации изображения — есть смысл отказаться от этого.

Этот портрет демонстрирует поразительные эффекты, которые достигаются благодаря контражуру — приему, предполагающему, что свет на портретируемого человека надает сзади. При этом лицо оказывается как бы в тени — его черты различаются хуже и в определенной степени пропадает объемность: лицо несколько уплощается. Одновременно становится более четким контур головы — особенно, если вы пишете модель в профиль или в три четверти.
Расположив источник света позади человеческой фигуры, вы получите возможность изобразить на портрете тонкие тональные переходы, что добавит картине загадочности.
Не только лицо, но и большая часть фигуры «затеняется». Эти тени могут показаться монохромными, но на самом деле они содержат ряд тонов и приглушенных красок. В нашем портрете это тонкие опенки красного, коричневого и зеленого цветов.
Размытый фон
Если направленные отчетливые мазки помогают придать фигуре вес и объем, то размытый фон отделяет ее от заднего плана, приближая к зрителю. Смешивать краски, которыми пишется задний план, лучше всего веерной кистью.
Прежде чем взяться за кисти и краски, найдите оптимальное положение для модели и сделайте несколько беглых набросков. Начинайте работ)’ с простой линии, описывающей контуры фигуры. Исправляйте первоначальный рисунок до тех пор, пока не убедитесь в том, что поза натурщика и пропорции его фигуры абсолютно соответствуют реальности. После этого можно браться за краски.
Наш художник в качестве основы для этой картины выбрал кусок древесноволокнистой плиты, которая обладает гладкой поверхностью с естественным тоном и хорошо держит краску. Рекомендуем покрыть основу слоем прозрачной акриловой грунтовки. Любая, даже тщательно вычищенная, доска может содержать мельчайшие частицы грязи — грунтовка встанет надежной преградой на их пути, тем самым эффективно защитив краску.
Для урока рисования масляными красками понадобится:
— Кусок ДВП или оклеенная холстом доска размером 60 х 40 см
— Палитра
— Плоские кисти №№1,3,5,8 и 10
— Круглая кисть №2
— Веерная кисть №2
— 8 масляных красок: синезеленая, титановые белила, и желтый кадмий, красный кадмий, виридоновая зеленая, лимонно-желтая, кармин, темно-коричневая (жженая земля),
— Скипидар
1. Выполняем предварительный рисунок.
Приготовьте слабую размывку сине-зеленой краски для выполнения предварительного рисунка — этот темный тон должен оставаться различимым на более поздних стадиях работы. Плоской кистью №1 набросайте очертания фигуры, стула и детали заднего плана. Внимательно следите за тем, чтобы все углы и пропорции были правильными.
2. Начинаем распределять тона.
Перейдя на плоскую кисть №8, той же сине-зеленой краской обозначьте основные участки темного тона. Дайте краске просохнуть.

УСТАНАВЛИВАЕМ УГОЛ ПОВОРОТА ГОЛОВЫ
Посадите натурщика спиной к источнику света и сделайте несколько быстрых набросков его головы, предлагая ему поворачивать ее под различными углами. Найдите наиболее интересный угол, при котором голова будет лучше всего выделяться на светлом фоне.
3. Сохраняем предварительный рисунок.
Возьмите плоскую кисть №10. Покрыв всю поверхность картины слоем прозрачной акриловой грунтовки, дайте ей просохнуть. Слой грунтовки послужит сохранению предварительного рисунка. Вы не повредите его, даже если будете удалять с доски часть нанесенной краски.
4. Выполняем подмалевок заднего плана.
Приготовьте смесь белил с небольшим количеством желтого кадмия и сине-зеленой краски. Полученной смесью сделайте подмалевок самых светлых участков заднего плана — это, прежде всего, световые блики на двери и дверном косяке. Добавьте к смеси немного красного кадмия и виридоновой зеленой краски и напишите вертикальную полосу на затененной части дверного косяка. Окрасьте стену смесью сине-зеленой и лимон-но-желтой красок с добавлением кармина и жженой земли.
5. Окрашиваем темные участки заднего плана.

Смешайте красный кадмий с сине-зеленой краской и, используя плоскую кисть №8, окрасьте находящийся в глубокой тени участок позади двери. Очень важно уже на этой стадии распределить наиболее контрастные области светотени, поскольку они являются основой всей композиции.
Мелки и сангина
Этот портретный набросок (в профиль) был сделан мелками на специальной бумаге для пастели, отличающейся особенной фактурой. Затененная сторона лица здесь воспроизведена с помощью сангины, а яркий свет (мужчина сидит спиной к его источнику) и световые блики на рубашке — белым мелком. Промежуточные тона создает серо-коричневая бумага.
ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТУ
Теперь, когда у нас обозначены контуры фигуры и распределена светотень на заднем плане, можно перейти к более тонким тонам, присутствующим на лице мужчины и его одежде.
6. Намечаем тени.
Определите области нейтрального серого тона на рубашке вашей модели. Возьмите плоскую кисть №3 и смесью кармина, белил и жженой земли наметьте тени в складках ткани. Добавив в смесь сине-зеленую и ви-ридоновую зеленую краски, красный кадмий и кармин, напишите затененные участки стула. Более светлые тона дерева воспроизведите, пополнив смесь небольшим количеством желтого кадмия,
7. «Красим» брюки.
Приготовьте смесь белил и желтого кадмия с добавлением красного кадмия и сине-зеленой краски и напишите светлые участки пола. Смесью сине-зеленой краски, красного кадмия и небольшого количества лшонно-желтой краски окрасьте брюки мужчины. Осветлив смесь белилами, обозначьте световые блики, швы и складки на брюках.
8. Наносим телесные тона.
Для нанесения телесных тонов вам понадобится смесь кармина, лимон-но-желтой краски и жженой земли, С ее помощью напишите предплечье и шею модели. Осветлив смесь белилами, напишите световые блики на передней части шеи, нижней части руки и пальцах. Добавьте в полученную смесь виридоновую зеленую краску и изобразите лежащие на деревянном стуле световые блики.
9. Пишем рубашку.

Смешайте белила с небольшим количеством желтого кадмия—так, чтобы получился одновременно теплый и яркий цвет. Напишите этой краской световые блики на рубашке. Добавив в смесь немного жженой земли и красного кадмия, окрасьте рубашку. Теперь внимательно взгляните на свою работу. Почти наверняка вы обнаружите, что, выполняя шаг 6, некоторые тени вы проглядели. Исправьте ошибку — разумеется, той самой краской, которой вы пользовались тогда.
10. Затеняем стул.
Напишите участки темного тона на сиденье стула, смешав для этого сине-зеленую краску с красным кадмием. Перейдя на плоскую кисть №1 и добавив в эту смесь немного виридоновой зеленой краски, изобразите находящиеся в тени перекладины стула.
11. Пишем световые блики на рубашке.
Смешайте белила с небольшим количеством виридоновой зеленой краски и кармина и, пользуясь плоской кистью №5, нанесите смесь на рубашку. Внимательно следите за структурой светотени и складками ткани. На самых темных участках увеличивайте содержание кармина в смеси. Плоской кистью №1 напишите яркие световые блики — для этого вам понадобится смесь белил с небольшим количеством ли-монно-желтой краски и красного кадмия.
12. Занимаемся головой.
Приготовьте смесь белил, красного кадмия, кармина, лимонно-желтой краски и жженой земли, соответствующую темному телесному тону. Круглой кистью №2 воспроизведите находящиеся в глубокой тени фрагменты лица и нижнюю часть подбородка. Добавьте в смесь еще немного красного кадмия и кармина и напишите лицо. Меняйте направление мазков кисти, описывая мышцы лица и костную структуру головы. Напишите той же смесью ноздри, губы и веки. Осветлив смесь белилами, обозначьте световые блики на лбу и носу.
13. Пишем волосы.
Чтобы изобразить тени над верхней губой и под глазами, добавьте немного жженой земли в смесь, которую вы готовили, выполняя шаг 12. Перейдя на плоскую кисть №1, смесью красного кадмия и сине-зеленой краски напишите волосы (тут потребуется предельная аккуратность) и брови.
14. Размываем» края цветовых пятен.
Помните: на нашей картине не должно быть цветовых пятен с четкими краями, Если все-таки вы обнаружите таковые, то непременно «размойте» их границы, формируя области плавного перехода тонов, Выполнять эту процедуру лучше всего веерной кистью №2.
15. Уточняем детали.
Сделайте более «естественными» пятна светотени на рубашке, используя смеси, приготовленные в шаге 9. Изобразите плинтус, добавив для этого большое количество белил в синюю краску, которой вы писали синюю стену (шаг 4).
Теперь портрет почти закончен. Осталось лишь вдохнуть i него жизнь, нанеся несколько заключительных штрихов.
16. Углубляем» изображение.
Добавьте кармин и виридоновую зеленую краску в смесь, которой вы писали волосы в шаге 13. Плоской кистью №5 подчеркните этой краской очертания стула, а также области, соседствующие с ногами мужчины и его талией. Тени, таким образом, станут «глубже», Той же смесью изобразите щели между половицами.
Как получить однородную смесь
Смешивая краски для ра боты над задним планом (особенно это касается стен и темной области проема двери), пользуйтесь веерной кистью. Ее длинные, расходящиеся в стороны щетинки идеально подходят для приготовления максимально однородных смесей.
17. Заключительные штрихи.
Смесь, с которой вы имели дело в шаге 12, дополните сине-зеленой краской и, перейдя на круглую кисть №2, напишите дверную ручку. Добавив в смесь немного белил, воспроизведите падающую от ручки тень и детали узора на рубашке. Вернувшись к первоначальной смеси, уточните зрачок левого глаза.
 
Результат пошагового урока онлайн рисунка масляными красками для новичков:















Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Другие новости

Комментарии (0)


Оставить комментарий