Ампир

Ампир (от слова «империя») — стиль в архитектуре и декоративном искусстве первой трети XIX в., завершивший развитие классицизма. Сложился во Франции в годы империи Наполеона I, отличался парадным великолепием, массивностью крупных объемов, богатством лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую силу. Мотивы декора и архитектурные формы стиля ампир представляли собой переработку или даже повторение образцов античного искусства (в том числе древнегреческой архаики, искусства императорского Рима) и древнеегипетской архитектуры и скульптуры. Для архитектуры ампира (Шарль Персье, Пьер Фонтен, Жан Франсуа Шальгрен во Франции, Фридрих Шинкель в Германии) характерны мемориальные сооружения по типу античных (триумфальные арки и колонны, мавзолеи), парадные дворцовые интерьеры с росписями, мебелью, бронзой античного типа.

 

Ж. Ф. Шальгрен. Триумфальная арка на площади де Голля (бывшая площадь Звезды) в Париже.

1806—1837.


Ампиром часто называют и высокий (зрелый) классицизм в России, с которым связаны многие крупнейшие ансамбли зданий в Петербурге, Москве и других городах (архитекторы А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев), усадебные комплексы, здания, произведения монументальной и монументально-декоративной скульптуры (И. П. Мартос, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский), замечательные образцы мебели, керамики, стекла, металлических изделий.

 

А. Д. Захаров. Адмиралтейство.

1806—1823. Санкт-Петербург


Русский ампир, отразивший национальный подъем времени Отечественной войны 1812 г., был проникнут идеями патриотической гордости и воинской славы. Для русского ампира характерно сочетание торжественной, праздничной приподнятости образов, геометрической правильности планов и форм, величественного, сдержанного великолепия лепного, резного, литого декора с вниманием к развитию города, к практическим нуждам и удобству, часто даже к уюту городского и усадебного быта.

К середине XIX в. ампир, ставший официальным казенным стилем, уступил место эклектическому подражанию стилям прошлого.

 

П. К. Клодт. Юноша, укрощающий коня. Статуя на Аничковом мосту в Ленинграде.

1833—1849. Бронза.


Отличительные особенности стиля ампир: присутствие в картинах военной атрибутики, государственной символики и других элементов, подчеркивающих могущество власти; насыщенные цвета с преобладанием красного, синего, белого с золотым; четкость, строгость линий и пропорций; композиционная сдержанность, симметричность.


Известные художники, творившие в стиле ампир: Феликс-Эммануэль-Анри Филиппото (Henri Félix Emmanuel Philippoteaux); Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David); Андреа Аппиани (Andrea Appiani); Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres); Теодор Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault). Вся эта парадная живопись позволила потомкам увидеть, как жили императоры и особы, к ним приближенные.


С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным. Вместо изысканной тонкости стиля Людовика XVI приходят излишняя рассудочность, помпезность и даже пафос. В стремлении победившей буржуазии, отринувшей королевские стили, во всем подражать быту и нравам древних римлян было, конечно, много театрального, показного. Во многих европейских странах аристократия и крупная буржуазия, для которых французский классицизм эпохи Людовика XVI был еще совсем недавно образцом для подражания, стали откровенно следовать новому стилю. После революции в Париж вновь приехали из разных стран многочисленные архитекторы и художники, которые стали работать в этой новой для себя стилистике. Ампир, в отличие от предыдущих стилей, имел весьма космополитический характер и исключал, в силу своей регламентированности, возможность создания местных национальных школ, что, впрочем, не помешало России некоторое время спустя создать свою разновидность ампира.

Следует отметить, что формальный язык классицизма с одинаковым успехом служил королевствам, буржуазии и империям. На своем первом этапе классицизм был королевским стилем, затем его болеё строгие и лаконичные формы служили идеям буржуазной революции. На последнем этапе те же классицистические формы, но уже значительно переработанные в сторону большей парадности, внешней эффектности и величия, используются для прославления императора и его империи.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Другие новости

Комментарии (0)


Оставить комментарий