Как нарисовать восторг

 

 

В 1930—1940-е годы многие художники переехали из Европы в Нью-Йорк, ставший колыбелью нескольких новых течений современной живописи. Одно из таких направлений получило название «живопись действия».

Когда зритель смотрит на картину, он прежде всего стремится рассмотреть на ней узнаваемые формы, предметы, образы. Однако художники, создавая свои полотна, могут ставить перед собой совершенно иные задачи. Понять их можно, только приняв предложенный художником взгляд на окружающую реальность.

Как нарисовать восторг

«Абстракция» Франца Клайна.

«Абстракция» (ок. 1947) Франца Клайна. Эта картина обладает целым рядом признаков, характерных для «живописи действия». В первую очередь, это относится к свободной, смелой манере нанесения красок на холст. Обратите внимание на «счастливую случай/юань» — образовавшееся в нижней части холста пятно белой краски.

Кто сказал, что картина не может быть совершенно самостоятельным произведением искусства, не связанным с окружающей действительностью ничем, кроме цвета и фактуры краски, покрывающей поверхность холста? В этом риторическом вопросе и заключена суть творческих поисков художников-абстракционистов. Здесь можно провести параллель с музыкой, которая может быть иллюстративной — мелодичной — или обращенной непосредственно к нашим эмоциям.

Страницы истории абстракционизма
В западной живописи интерес к абстракции начал проявляться во второй половине XIX века, с появлением работ Винсента Ван Гога (1853—1890) и Поля Гогена (1848—1903). Смелый густой мазок Ван Ibra продемонстрировал новые возможности нанесения краски па поверхность холста, в то время как плоские цветовые пятна Гогена помогали художнику подчеркнуть двухмерный характер его композиций.
Первые признанные абстракционисты в истории живописи — кубисты — развили идею чистоты форм. Сюрреалисты опирались в своем творчестве на подсознательное и создавали свои картины-сновидения под явным влиянием работ венского психоаналитика Зигмунда Фрейда (1856—1939). В 1940-х годах художники Андре Масон (1896—1987) и Макс Эрнст (1891—1976) основали новое сюрреалистическое направление — «автоматизм», основанное на интуитивном нанесении краски на холст. Среди появлявшихся в этот период одно за другим новых направлений абстрактной живописи был и так называемый «абстрактный экспрессионизм». Его идея заключалась в выражении подсознательного через автоматические, интуитивные действия художника. Наиболее яркими представителями абстрактного импрессионизма считаются Биллем дс Кунинг (1904— 1953) и Франц Клайи (1910—1962). На пике славы Клайн создавал свои шедевры, нанося несколько широких мазков черной краски на белый холст большой кистью.



«Номер 6» Джексон Поллок

«Номер 6» (1948) — типичный образец «живописи действия» Джексона Поллока, любившего покрывать холст причудливыми завиткалш краски.

Живопись действия
Наиболее тесно понятие «живопись действия» связано с творчеством американского художника Джексона Поллока (1912—1956), писавшего свои картины на огромных холстах, расстеленных на полу мастерской. Краску на холсты Поллок наносил прямо из банки, а затем размазывал палкой или же пробивал отверстие в донышке банки с краской и ходил вместе с ней вдоль холста. Иногда он забирался на стремянку и лил краску на холст с высоты, любуясь образующимися при этом динамичными пятнами краски.

Линия в «живописи действия» никак ие связана с рисунком в его привычном понимании. Эти линии ничего ие описывают и не делят холст на участки, а выполняют чисто декоративную функцию, образуя сложный узор.

Ташизм — это способ мыслить вслух
В Европе возникло параллельное «живописи действия» направление, получившее название «ташизм» (от французского «капля» или «ПЯТНО»). По утверждению идеологов ЭТОГО направления Ганса Хар-тунга (1904—1989) и Жоржа Матье (род. 1921), ташизм представлял собой визуальный язык, с помощью которого художник мог выразить свое внутреннее состояние и мысли. Больше того: благодаря тому, что эстетика этого направления живописи испытывала сильное влияние каллиграфии и восточного пиктографического письма, его можно было воспринимать как разновидность надписи или письменного послания — правда, не поддающегося расшифровке или интерпретации.

ЗАРИСУЙТЕ СВОИ ЧУВСТВА
Если вы привыкли изображать на бумаге или холсте только то, что вы видите, вам будет непросто понять основные идеи «живописи действия». И все же проведите этот смелый эксперимент. Возможно, вы обнаружите в себе некие скрытые возможности.
Возьмите несколько больших листов бумаги, пару больших кистей и, используя всего лишь несколько основных красок, нанесите на бумагу мазки краски. Пивное условие: вы должны сделать это интуитивными, бессознательными движениями кисти. Попытайтесь зафиксировать таким способом свои чувства и эмоции — разочарование, гнев, покой, боль, восхищение и так далее. Включите музыку И постарайтесь передать те чувства, которые она у вас вызывает. Выпустите свои эмоции на холст!

Абстрактный экспрессионизм и ташизм подвели черту под историей абстрактной живописи. Следующее, возникшее в 1960-х годах XX века, направление в живописи — поп-арт, — провозгласило возврат к легко узнаваемым образам,


«Крыло птицы» Ганс Хартун

«Действие» у художников-таишстов выражается с помощью серии взрывных мазков, как, например, па картине «Крыло птицы» немецкою художника Ганса Хартуна.

 

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Другие новости

Комментарии (0)


Оставить комментарий