В прошлом году нашла в Интернете интересный видеокурс.
Автор David Jansen рассказывает и показывает технику голландского натюрморта на примере вот этой картины Willem van Aelst.
Курс был рассчитан на год. Каждый месяц по одному уроку,примерно по два часа каждый. К счастью,
уроки остались на сайте и каждый желающий может посмотреть их в любое время.
http://jansenartstudio.com/2008WVAStudy.htmlОн использует не масло, а акрил. Может, профессионалы эту технику раскритикуют, но мне показалось, что там много приемов работы с акриловыми красками, да и выглядело все довольно доступно. Я решила попробовать. Не знаю, получится ли у меня, но буду выкладывать этапы по мере готовности и коротко рассказывать, что я делала. Делиться своими ошибками и открытиями
Подготовка холста.
Я купила очень недорогой холст, наклеенный на картон. Смешала в равных частях Primer (gesso) и текстурную пасту. Добавила немного Titanium white.
Наносить на холст нужно очень тонкими слоями, тщательно высушивая каждый слой (можно использовать фен) до тех пор, пока не исчезнет структура холста и поверхность не станет ровной и гладкой. Для нанесения я использовала просто старую пластиковую карточку, но, думаю, лучше использовать что-нибудь побольше.
Каждый слой ошкурила мелкой шкуркой (но не мельче, чем 180. К сожалению, не знаю, русский эквивалент этого номера, но, очевидно, крупнее, чем «нулевка», чтобы краске было за что цепляться). Здесь случилось первое открытие. Автору урока понадобилось всего два слоя, чтобы получить гладкую поверхность. Мне понадобилось 6! Может быть потому, что мой холст был дешевым?
Вот примерно так это в конце выглядело. Слева – то, что у меня получилось, справа – исходный материал.
Грунт.
Автор урока выбрал ярко-оранжевый для грунта. Как он объясняет, все цвета будут наносится очень тонкими слоями так, что в конце-концов, даже сквозь окончательный очень темный фон, цвет грунта будет просвечиваться, что придаст картине глубину и больший интерес.
Для грунта смешала оранжевый с глазуровочным гелем (я прошу извинить за названия типа «глазуровочный гель», но не знаю, как точно перевести. Если кто знает, буду очень признательна за подсказку!)
Почему-то пропустила, что можно бы добавить замедлитель высыхания. Очень зря! Наносила смесь при помощи бумажного полотенца. Несмотря на то, что побрызгала предварительно холст водой, высыхало все просто стремительно.
Вот, что получилось.
Дальше смешала жженую умбру с глазуровочным гелем.
На холсте отметила маскировочной лентой стол.
И опять при помощи бумажного полотенца покрыла холст более темным цветом. Здесь (как и при нанесении оранжевого цвета) автор советует не стремиться к абсолютной равномерности цвета. Конечный результат будет намного лучше, если основа останется как можно более разнообразной по оттенкам.
Сняла ленту и покрыла верхнюю поверхность стола тонким слоем светло-бежевого. Это облегчит в дальнейшем работу над мрамором.
Добавила жженой умбры и затемнила передний край стола.
Все хорошенько просушила.
Гризайль
Следующий этап, который мне необходимо выполнить – гризайль.
Для начала я перевела рисунок на кальку и кальку тщательно прикрепила к краю моего холста, совместив линии стола, которые уже нанесены. Калька останется на холсте до тех пор, пока я не перенесу все элементы рисунка. Я буду ее просто отворачивать назад, когда она не нужна. Между калькой и холстом подкладываю копирку и перевожу. Сначала мучилась с серой копиркой. Позже удалось купить белую.
Так как рисунок довольно сложный, то переносить его на холст удобнее постепенно, по элементам.
Конечно, в уроке автор определил порядок перенесения, но основная идея состоит в том, что в голландских натюрмортах и, в частности, у van Aelst, всегда есть основные (доминирующие) элементы, которые задают композицию. В данном случае это главный – верхний цветок мальвы. Самый крупный и яркий. И поддерживающие его элементы – вторая мальва, роза, лист в центре, ноготок и две маленькие хризантемы. Они переносятся на холст первыми и устанавливают самые светлые тона в тоновом соотношении.
Затем постепенно переносятся остальные элементы в порядке их композиционной значимости.
На этом этапе никакие детали не прописываются. Наносятся только тона. Используются только белая и серая краска в разном соотношении, но всегда очень прозрачно. Ни в коем случае нильзя создавать краской никакой структурности! Все, что я пыталась сделать на этом этапе - слегка наметить тени и свет и создать некое, по определению автора "движение". Т.е. неоднородность краски. Заложить основу под будущие лепестки.
Пара слов о влажной палитре. При работе с акрилом одна из проблем – он очень быстро сохнет. Конечно, в этом есть и плюсы, и минусы,но, когда выдавишь краску на палитру, а через полчаса она высохла – это явный минус. Автор использует фирменную влажную палитру. Я посмотрела, в чем суть и поняла, что можно сделать гораздо проще (и дешевле
)
Я взяла пластиковую крышечку от какой-то коробочки (то ли готовые салаты там были, то ли что-то в этом роде) Главное, чтобы крышечка очень плотно закрывалась. На дно уложила вырезанное по форме бумажное полотенце (2 слоя) и побрызгала водой. После этого выдавила из тюбиков нужные мне краски. Все готово.
Небольшой комментарий, добавленный 08.04.2010.Гораздо более удобная палитра для акрила описана
здесьТеперь остается только периодически сбрызгивать все это водой, но не очень сильно. Просто, чтобы бумага была постоянно влажной. Когда не работаю, плотно закрываю крышкой.
Служит отлично. Только периодически добавляю краски, когда они заканчиваются.
Для смешивания красок использую бумажную палитру. Очень удобно – ничего мыть не надо
Продолжаю постепенно переносить рисунок, добавляя новые элементы. Автор рекомендует использовать тоновую шкалу для более точного тона.
А теперь начинаю наносить внутренние линии цветов.
И уточнять тон в соответсвии с рисунком.
Еще раз повторяю, все делается очень жидкими красками. Не создается никакой структуры. Только тон. Точность деталей и линий на этом этапе не очень важна. Все можно будет исправить и уточнить позже.
Уточняю еще несколько внутренных линий и оттенков. Здесь, кстати, хочу заметить, что сделала ошибку. Автор советовал для гризайля цветов переднего плана использовать теплые оттенки бежевого. Для теней и дальнего плана – холодные серого. Я попробовала (где-то на фотографиях на розе можно увидеть), но мне почему-то не понравилось. И я все делала оттенками серого. Впоследствии пожалела. Все-таки теплая основа выглядела бы по-другому. Но, учту на будущее.
Теперь перехожу к новому этапу работы. Автор называет это houding. К сожелению, почему-то нигде не нашла перевода этого слова. Но смысл – создание фона. Накладываю жженную умбру и сырую умбру на палитру и добавляю замедлитель высыхания.
Поочередно макаю кисточку в сырую и жженную умбру, стараясь каждый раз менять оттенки. Небольшими участками наношу на фон. Кое-где захожу на цветы. Иногда вытираю лишнее влажной кисточкой, но иногда оставляю так, как есть. Это поможет соединить фон и цветы в единое целое.
Холодный houding.
Теперь наношу на палитру ультрамарин, черный и сырую умбру. Добавляю замедлитель высыхания.
И, так же, варьируя количество цветов, наношу смесь на холст. Точно так же, как и раньше, позволяю кое-где заходить на цветы.
Теперь необходимо стереть графитные линии и покрыть холст слоем закрепителя. Тут у меня случилась катастрофа. Я купила в местном магазинчике некий закрепитель. Но то ли я не удалила остатки ластика с холста, то ли закрепитель оказался не тем, чем надо. Короче говоря, все у меня на глазах начало сворачиваться в белые хлопья. Я схватила тряпку и начала все смывать водой. К сожалению, вместе с закрепителем смылись несколько слоев краски. Хотя и принято считать, что акрил после высыхания не растворяется водой, но, по всей видимости, слои были такими тонкими, что просто физически разрушились. Пришлось переписывать заново. Вот здесь виден разрушенный фрагмент.
Ну и вот восстановленный вариант.
Начинаю детализировать гризайль. Копирую внутренние линии для цветов.
Тут я нашла для себя способ детализировать лепестки. Кое-где я следую рисунку, но кое-где я просто вглядываюсь в предварительно получившиееся линии оттенки и стараюсь увидеть в них линии лепестков. Работаю поочередно круглой кисточкой №4 или маленьким филбертом.
Особенно я вошла во вкус поиска формы лепестков с хризантемами.
Наношу также узор на вазу.
Прорабатываю центральный лист и маленькие листики и бутончики сбоку.
Используя разные оттенки бежевого, серого, белого и коричневого начинаю наносить линии мрамора.
Очень прозрачным светло-желтым прохожу по светлым частям цветков и вазы.
К сожалению, фотография получилась неудачной и желтого оттенка почти не видно. В тенях прохожусь quinacridone gold (золотым хинакридоном)
Еще раз усиливаю тон, все еще позволяя оранжевому просвечивать.
Все очень тщательно высушиваю и наношу слой закрепителя.
Пока он не высох, закрепитель выглядит белесым, но в конце концов становится совершенно прозрачным. Единственное, что мне не нравится - он довольно густой. В следующий раз разведу его водой по совету Racyray.
Вот так выглядит очередной этап. Хотя закрепитель поблескивает, но это не страшно. Он закроется позже слоями краски.
Наконец-то началась работа с цветом. Но, прежде чем показывать следующие этапы, я расскажу, что такое глобальная палитра и как ее подготовить.
Как я уже упоминала раньше (да все и без меня это отлично знают!
)одна из проблем работы с акрилом – он очень быстро сохнет, что затрудняет смешивание цветов прямо на картине и работу по всей поверхности сразу.
Вот что предлагает автор урока.
Взять обычную пластиковую палитру с углублениями для красок, в каждое углубление выдавить некоторое количество краски так, чтобы еще оставалось место.
Добавить замедлитель высыхания - примерно 1/3 от количества краски (у нас здесь воздух очень сухой.Я добавила замедлителя примерно столько же, сколько краски). Все тщательно перемешать.
И дальше в течение 3 дней примерно каждые 6-8 часов все тщательно перемешивать. Я сначала мешала ручкой от кисточки, а потом спицами. Они оттираются лучше!
Идея заключается в том, что вода, входящая в состав краски постепенно испаряется и замещается замедлителем высыхания. А он позволяет краске оставаться влажной и работоспособной довольно долго. При этом, если работу или какой-то участок нужно высушить быстро, достаточно просто воспользоваться феном (или выставить на жаркое солнышко
)
Все это готовится для следующего этапа, а на данном этапе пользуюсь обычными красками.
Первый слой краски. На этом этапе для желтых оттенков использую Желтый Ханса (Hansa Yellow Medium) Для синих – Ультрамарин. Для розовых и красных – Нафтол Красный Светлый и Вермилион(Naphthol Red Light и Vermillion). Первый слой делается теплыми тонами, чтобы сохранить глубину. Из теплого тона сделать холодный – легко, а вот наоборот – гораздо сложнее (я потом с этим столкнуласьь. Позже расскажу)
Первый слой – очень тонкий, прозрачный.
Тем не менее, обязательно стараюсь варьировать цвета. Не раскрашивать картинку, а стараться использовать разные тона и оттенки.
По листьям и вазе прохожу Ультрамарином. В дальнейшем это позволит сделать цвет глубже.
В очередной раз углубляю фон.
После этого решаю нарушить порядок урока. Так как мне нравится тон фона на данном этапе, я решаю нанести линии самых задних цветов. Потому что на мой взгляд, они должны быть примерно такого же тона, что и мой фон в данный момент, а позже фон станет еще темнее и цветы придется как-то осветлять.
Для цветов заднего плана использую красный (vermilion), красно-фиолетовый (red violet) и ультрамарин в разных пропорциях, стараясь добиться разнообразных оттенков. Для листьев смешиваю темно-зеленый (hookers green), натуральную сиену, жженую умбру и ультрамарин.
И еще раз усиливаю фон. Тут вот еще окончательно не высохло
А теперь высохло и все готово к следующему этапу.
На этом этапе начинаю усиливать оттенки, но, прежде, чем начать работать с цветом, белым уточняю форму лепестков основных цветков и усиливаю яркость бликов. Смягчаю оттенки, полученные на предыдущем этапе.
Также усиливаю блики и уточняю детали на центральном листе.
К сожалению, не сфотографировала этот этап, но также прохожу белым по ноготкам (желто – оранжевые цветы), чтобы поточнее проработать лепестки.
Варьируя количество светло-желтого и натуральной сиенны прохожусь по ноготкам. Опять же стараюсь менять оттенки, иногда добавляю капельку quinacridone gold (золотого хинакридона), оранжевого или красного.
Очень прозрачной смесью светло-желтого и натуральной сиенны прохожу по центральному листу, хризантемам и кое-где по мальвам.
Вообще автор советует проносить цвета через всю картину. Например, если где-то используется желтый, как основной, то его легкий оттенок наносится на остальные цветки тоже. То же самое и другими цветами. Это позволяет связать всю картину в единое целое. К сожалению, мои фотографии далеки от профессиональных, поэтому тонкие оттенки «съедаются».
Этот же оттенок добавляю на мрамор.
Смешиваю Нафтол Красный Светлый (Naphthol Red Light), оранжевый и капельку белого. Этим оттенком легко прохожу по центру самого большого цветка.
А потом начинаю варьировать количество цветов, добавляя белого для светлых мест и крано-фиолетового для теней.
То же самое, только гораздо менее интенсивных оттенков прокладываю по остальным мальвам и бутонам (там, где виден цвет)
Потом добавляю желтых оттенков на хризантемы. Вот тут я и сделала ошибку с холодными тонами. Посмотрев на оригинал, я увидела, что у Van Aelst на хризантемах есть холодные тени и это очень здорово подчеркивает глубину цветков. Я решили это повторить, но увлеклась и положила гораздо больше холодных теней, чем нужно. Снова взглянула на оргигинал и ахнула. У него – теплые цветки, выдвинутые вперед. Мои – гораздо более холодных оттенков и зрительно они втянулись в глубину картины. Попробую исправить это позже, не знаю, удасться ли, но на ошибках учимся!
Теми же цветами, что и на большой мальве, пользуюсь для розы. Но тени делаю гораздо темнее и глубже. Здесь тоже не обошлось без ошибок. Уже все сделав и сфотографировав, обнаруживаю, что сотворила три абсолютно параллельных и идентичных лепестка. Откладываю исправление на потом (если получится
)
Начинаю детализировать мрамор. Если честно, я с ним ужасно долго мучилась и все еще не очень довольна тем, что получилось, но на каком-то этапе «открыла» для себя способ добится чего-то, хотя бы отдаленно напоминающее мрамор. Я наносила довольно много замедлителя высыхания, а потом, набирая на кисточку разные цвета, делала разводы. Немного напоминает акварельную технику «по-мокрому» с той разницей, что акрил, конечно, не так сильно расплывается и кроме того, можно одновременно получать и расплывчатые, и четкие линии.
Еще раз прохожу по листьям ультрамарином. Потом добавляю к нему натуральную сиенну и придаю листьям некоторое разнообразие.
Теперь начинаю работу над часами.
Собственно говоря, приемы все те же самые. Сначала перевожу основные линии.
Потом выполняю гризайль. Сначала металлические части часов. В этом случае стараюсь сразу делать линии очень четкими. Добавляю несколько бликов на стеклянную часть часов и перехожу к ленточке.
Выполняю всю ленточку гризайлем и затем добавляю первый цветной слой.
Вот здесь тоже у меня не получился теплый оттенок. Автор в уроке советовал использовать ультрамарин + капельку синего фталевого(phthalo blue) +немного титановых белил. Я очень пожалела, что добавила синий фталевый. Он охладил тон, а в оригинале ленточка изумительно теплого ультрамаринового оттенка (во всяком случае так показывает мой монитор
)
Смешиваю черный с жженной умброй и наношу на стеклянные части часов.
Прорисовываю ключик и начинаю наносить цвет на металлические части.
Сначала прохожу по всем металлическим частям, включая ключик светло-желтым.
Здесь автор советует снова покрыть поверхность закрепителем, чтобы предохранить уже сделанное от повреждения в случае, если мы сделаем ошибку и захотим исправить. Я почему-то это пропустила.
Смешиваю quinacridone gold (золотой хинакридон) и натуральную сиенну. Этим цветом кое-где прохожусь по металлу, стараясь разнообразить оттенки.
Добавляю к смеси жженной умбры и наношу тени на металл. Не забываю про ключик!
Кое-где добавляю quinacridone gold (золотой хинакридон). На маленькие детали внутри часов добавляю смесь quinacridone gold (золотого хинакридона) и жженной умбры. Кое-где смягчаю оттенки натуральной сиенной.
Смешиваю ультрамарин+немного белого+немного серого. Полученной смесью обозначаю края и блики на стекле.
Ультрамарин + немного белого для внутренних бликов на стекле. Автор на этом заканчивает, но я не могу остановиться и добавляю ярко-белых бликов на стекло. Кое-где мне блики не нравятся. Смесью черного и жженной умбры исправляю.
Смесью ультрамарина, жженной умбры и натуральной умбры наношу тени от часов, ленточки и вазы. Также затемняю области внутри часов.
--------------------Довольно схематично обозначаю цветы заднего плана. Позже я сделаю и их, и тон еще темнее и они будут почти не видны, поэтому о деталях не сильно забочусь.
Начинаю прорабатывать детали на внутренних листиках. Здесь тоже излишняя детализация не нужна. Они не должны оттягивать на себя внимание. В каком-то смысле они – тоже всего лишь фон.
А вот на нижние листики – больше внимания. Они – скорее часть сюжета. Хотя и второстепенная часть. Кстати, на этой фотографии видно, что я слегка обработала фон рядом с листиком. По сравнению со слоем закрепителя, краска выглядит тусклой и непрозрачной, но после наложения лака позже вернется прозрачность и глубина (во всяком случае, я на это очень надеюсь.
Все еще не закончено)
В процессе разборки с листьями обнаружила еще парочку не замеченных мной ранее листьев (позади бутона и отцветшей розочки). Добавляю их и тем самым заполняю пустые места.
А вот так выглядят краски глобальной палитры в работе. Я их перенесла на свою бумажную палитру, чтобы не пачкать краски в кюветах.
Перед тем как начинать работать с листом, наношу на него тонкий слой замедлителя высыхания, чтобы легче смешивать краски и делать плавные переходы.
Чтобы сделать тонкие линии прожилок на листьях, я наношу сначала светлой краской по возможности тонкую и аккуратную линию, а если она мне не нравится, корректирую края темными цветами.
Теперь узор на вазе.
Мне не очень нравится, что у меня там на вазе, поэтому делаю своего рода повторный гризайль.
Прохожу поверх светло – желтым (собственно, процесс схож с тем, как я рисовала металлические части часов, поэтому повторяться не буду. Просто покажу картинки
)
В конце добавляю на основание вазы отблеск от стеклянной крышки часов.
К сожалению, у меня в качестве информации только фото, которое я нашла в Интернете. Может быть в оригинале ваза выглядит более детализированной. Я не знаю. Рисую то, что вижу
Добавляю черешки листьям, затеняя их слегка, показывая блики на освещенных местах и не забываю слегка варьировать цвета, чтобы черешки выглядели натурально.
Вот примерно так выглядят листья и ваза. Думаю, что я уже не буду их трогать. Дальше займусь детализацией цветов.
Прежде чем приситупать к последнему этапу еще раз затемнила фон. Так как слои краски очень тонкие, приходится повторять много раз, но это придает картине большую глубину.
Наконец, последний этап – детализация цветов, последние мелкие детали, подчистка краев.
Здесь я не знаю, что писать. Покажу детали до и после. Хотела только сказать немного про кисти. Я в основном использовала маленькие круглые кисти и маленькие филберты. Филберт – плоская полукруглая кисть, сильно сужающаяся к концу. Ею необыкновенно удобно прописывать кривые линии. Такие, например, как края лепестков. При этом, чтобы получить тонкий четкий край нужно набрать краску только на одну половину кисточки так, чтобы образовалась маленькая бусинка краски. Потом эту бусинку аккуратным движением провести по краю лепестка и, если вам кажется, что край получился толстоват, то чистой половинкой кисти слегка размазать краску по направлению к центру.
У желтых цветов изменила форму лепестков.
На мраморе добавила прожилок и сколов по краям.
На хризантемах добавила несколько лепестков на заднем плане.
Источник: http://demiart.ru
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Оставить комментарий