Бумага для сухих техник - часть 1, цветные карандаши, графит, уголь

 
В этой теме речь пойдет о бумаге, которая является одним из важнейших компонентов художественного процесса.
Как мы знаем, для каждого вида краски или красящего пигмента существует определенный тип бумаги. Бумага для сухих техник и для различных видов красок. Бумага, рекомендованная для пастели, для графитовых или цветных карандашей, для угля. Бумага для акрила, акварели, гуаши и пр. – это то, что мы видим на обложке папки или альбома. Бумага различается по текстуре, плотности и способности впитывать.
 
Выбор типа бумаги нередко определяет и конечный результат работы – начиная от качества рисунка и заканчивая особым стилем. Это определяется тем, что бумага может иметь различную текстуру, а также различную способность впитывать (да-да, и карандашных пигментов тоже, и даже пигментов сухой пастели в небольшой степени). Также бумага может иметь различную плотность (удельная масса, обозначается на обложке, например, 200 г/м2 или 120 г/м2, где первый вариант бумаги будет более плотным). Если мы говорим о влажной технике, то нужно отдавать предпочтение более плотной бумаге, чтобы красящие вещества не пропитывали бумагу насквозь. В принципе, в любой технике плотная бумага предпочтительнее, но это не имеет особого значения, если вы покупаете блокнот для карандашных зарисовок или эскизов.

Другое дело – текстура . Текстура бумаги имеет значение всегда. Именно текстура играет первостепенную роль в:
- в определении цвета (здесь я говорю о цветных карандашах, - на разной текстуре цвет карандашей может проявляться более ярко или более тускло);
- в определении штрихов (на одной бумаге они будут незаметны, на другой, бросаться в глаза; некоторая текстура не позволяет прорабатывать мельчайшие детальки, волоски и пр.);
- определяет общий вид и стиль рисунка (благодаря текстуре бумаги изображение может выглядеть более объемно; особая текстура может проявляться и придавать рисунку особый стиль).

За счет чего это происходит? Какой бы гладкой на первый взгляд бумага ни казалась – она имеет шероховатую поверхность, иначе красящее вещество не смогло бы зацепиться. Это как в физике закон трения – без трения мы не смогли бы ходить. Когда мы рисуем карандашом, мельчайшие частички грифеля остаются в мельчайших углублениях. Более всего бросается в глаза и на чувствуется ощупь зернистость бумаги. Бумага бывает мелкозернистая или «гладкое зерно» (горячее прессование), среднезернистая (холодное прессование), крупнозернистая или «грубое зерно» (Торшон). Волокна бумаги могут быть также продольными. Фактура и зернистость более всего влияют на процесс и конечный результат рисования.

И третье (по списку, а не по значимости): качество бумаги. Только на качественной бумаге вы сможете достичь наилучшего результата. Конечно, хороший художник и на обоях кровью шедевр нарисует. Но, тем не менее, если провести эксперимент: взять хорошего художника, плохую бумагу и плохие карандаши, а затем того же художника, но только профессиональные материалы, второй вариант окажется несравненно лучше первого (хороший художник + плохие материалы < тот же хороший художник + качественные материалы). Что-то мы отвлеклись. Плохая бумага легче деформируется, рисовальная теряет свою первоначальную текстуру при использовании ластика, тушевки и делается ворсистой, акварельная идет катушками, и это несомненно портит ваш рисунок (Замечу в скобках, что все материалы должны быть отличного качества, даже ластик).

Сюда же относится различия по PH и составу (но в этом я не большой знаток – только по рекламе мыла Dove, где что-то окислялось). Скажу лишь, что PH должен быть нейтральным (acid free), и бумага не должна содержать хлора (Total Chlorine Free). Таким образом, бумага дольше сохранится и не рассыпется в прах через пару лет.

Итак, три кита, на которых строится наш процесс рисования: качество, текстура и плотность.

В этой теме я постараюсь рассмотреть некоторые фирмы бумаги для профессионалов и различные их серии для сухих техник, основываясь на собственном опыте, статьях и опыте наших коллег с иностранных форумов. И самое главное – попытаться разобраться в преимуществах и возможностях, которые дает тот или иной тип поверхности бумаги. Преимущественно, я буду говорить о результатах в цветном карандаше, поскольку сама работаю в этой технике (и над этой техникой), поэтому прошу заранее простить меня за это, а также за ляпсусы непрофессионала. Охватить все марки я не могу. Любые ваши дополнения будут весьма кстати.
Итак, начнем-с.

Бумага для карандашей (цветных и графитовых)

FABRIANO
Глубоко уважаемая итальянская фирма. Отличается превосходным качеством и многообразием всевозможных серий бумаги.
Рассмотрим cерии рисовальной бумаги:
FABRIANO 2 - гладкая и пористая бумага, гладкая предназначена для рисования карандашом, восковыми мелками, а также в технике пастели, кисти. Пористая бумага предназначена для мягкого графита, пастели, акварели, темперы.
FABRIANO 5 - бумага содержит 50% хлопка. Благодаря нейтральному pH её параметры не изменяются с течением времени. Техники: рисунок, графит, восковые мелки, пастель.
ACCADEMIA - рисовальная бумага, изготовленная из 100% целлюлозы, с натуральной зернистостью, бескислотная, предназначена для эскизов и рабочих рисунков.
INGRES - подходит для карандашей и пастели. Имеет особые стойкие цвета. Продольные волокна.
MURILLO - цветоустойчива. Для карандашного рисунка и пастели.
FABRIANO COLORE - большая гамма цветов. Также подходит для рисунка и пастели.

FABRIANO "Classico 5" и "Disegno 5"


Подходит для всевозможных техник (акварели, темперы, угля, графита, воска, пастели, фломастера). Поверхность мелкозернистая и сатинированная. Плотность 160 – 300 г/м2. Возможные форматы: 12,5x18 - 25,5x35,5 - 30,5x40,5 - 35,5x51 см.

Пример рисунка
автор Noon (оригинал)

Серия Accademia

АЛЬБОМ FABRIANO ACCADEMIA


Рекомендуется для графита, угля, сангины, пастели. Плотность 120 г/м2, форматы 21x29,7 и 29,7x42 см.

Склейка FABRIANO ACCADEMIA Disegno

Рекомендуется для цветных карандашей.

Склейка FABRIANO ACCADEMIA Schizzi

Рекомендуется для графитовых и цветных карандашей, сангвины, угля.

При использовании цветных карандашей на этой бумаге (Accademia Schizzi и Disegno) рисунок приобретает цвет и живость по мере наложения слоев. Бумага позволяет наложить столько слоев, сколько требуется. Обычно я накладываю не менее 7-8, рисунок приобретает объем, реалистичность и яркий цвет. Schizzi имеет более мелкую фактуру, чем Disegno. Рисунок на Schizzi будет выглядеть более матовым, на Disegno – более блестящим, светящимся, глянцевым (очень хорошо в случае рисования фруктов, ягод). Слои ложатся мягко, цвета легко смешиваются друг с другом, штрихи не видны, поэтому можно рисовать быстро. Очень хорошо «прилипает» акварельный карандаш.

Пример рисунка на Schizzi:


Пример рисунка на Disegno:


Бумага FABRIANO SCHIZZI

Пригодна для эскизов, набросков, карандаша, сангины. Бывают блокноты с проклейкой листов сверху или со спиральной скрепкой и перфорацией. Форматы 150-100-50 см, плотность 85 г/м2 (очень тонкая, годится для эскизов).

АЛЬБОМ IDEA

Благодаря слегка шероховатой поверхности и хорошей проклейке подходит для всех сухих техник: для угля, карандаша, сангвины, мела и пастели. Листы склеены сверху. Бумага плотная: 200 г/ м2, форматов 21x29,7 и 29,7x42 см, 50 листов.

Рисовальная бумага Fabriano доступна также в рулонах.

Бумага LANA
Французская фирма, выпускающая бумагу различного характера.
Линия Dissin (Рисунок)

Основные характеристики: плотность 130 g/m2, 150 g/m2, 220 g/m2, легкая и нежная, с легкостью можно использовать ластик или тушевку. Рекомендуется для графитовых и цветных карандашей, сангины, угля, пастели, графита, фломастеров, туши.

Линия Esquisse (Эскиз)

Характеристики: плотность 96g/m2, с легкостью можно использовать ластик или тушевку. Предназначена для эскизов и набросков в карандаше, цветными карандашами, пастели, угля, сангины, сепии. Представлены самые разые форматы. 120 листов.

Бумага Canson


Французская фирма, представляющая разнообразные линии бумаги, среди которых также есть бумага для рисования, бумага для эскизов (папки, блоки на пружинах, склейки).
Для карандаша и угля можно использовать серию "Dessin J.A." (рисовальная бумага с набольшим уровнем шероховатости), или мелкозернистую "СаГран" ("C" а Gran).


Плотность Dessin JA: 90, 120, 160, 200 г/м2, форматы разные.
Плотность "C" а Gran: 125, 180, 224 г/м2.

"Crob Art": белая рисовальная бумага, с небольшим уровнем шероховатости. Предназначена для карандаша и угля. Неплотная: 80 г/м2. Разные форматы.


"XL Sketch Pad" Блокноты форматов А3 (29,7х42), А4 (21х29,7), А5 (14,8х21), плотностью 90 г/м2, объемная бумага. Для эскизов карандашом, углем, пастелью.


Альбом для рисования "1557 Dessin"
Белая бумага с мягкими волокнами. Сделана из альфа-целлюлозы (самая чистая, без древесного волокна). 180 г/м2, форматы А2 - А6.


Альбомы для набросков "1557 Croquis". Плотность 120 г/м2, форматы А2 - А5, по 50 листов.


Пример рисунков, выполненных на зернистой бумаге Canson "C" a Gran:
Лицевая сторона. Зерно бросается в глаза. Создается эффект старого рисунка:


Оборотная сторона. Результат более однородный:


Бумага такой фактуры придает рисунку особый стиль:

Автор 3 последних рисунков: Noon (оригинал)

Фирма Derwent, производящая всемирно известные карандаши, предлагает блокноты для эскизов (sketch books).


Бумага практически гладкая, слегка шероховатая. Плотность 110 и 170г/м2, форматы А4, А5, А6. Штрихи просматриваются хорошо, поэтому работать нужно аккуратно и не торопясь.
Для получения яркости нужно работать остро заточенными карандашами ярких оттенков:

В некоторых случаях, результат получается бледноватым, слегка затуманенным:


Цветная бумага


В огромном количестве разные фирмы представляют нам бумагу различных цветов, которые обычно продаются поштучно. На собственном опыте поняла, что для рисунков в цветном карандаше лучше не брать бумагу ярких, насыщенных цветов – цвет бумаги будет просвечивать и придавать рисунку нежелательный оттенок. Не брать бумагу с очень крупным зерном, предназначенную для пастели – карандаш не сможет полностью заполнить лист, и останутся незакрашенные просветы. За счет этого рисунок будет казаться незаконченным. Бумагу лучше брать слегка шероховатую или со средним зерном – в этом случае и рисунок будет казаться фактурным. Отлично смотрятся рисунки на черной бумаге, особенно если это рисунок в светлых тонах.

По возможности, буду добавлять больше информации в этот пост.
Продолжение темы - Пастельная бумага

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Другие новости

Комментарии (0)


Оставить комментарий