Основы анатомии человека: освоение выражений лица


Для тех, чья работа над иллюстрациями связана с персонажами, выражения лица сравнимы с монитором компьютера: если он работает неправильно, то вся встроенная в его жёсткий диск блестящая техника потрачена впустую.
Человеческое лицо стоит на самой вершине иерархии вещей, к которым обращается взгляд: если лицо видно в данной композиции, то самое первое, на что мы смотрим, это на его выражение. Тело выражает действие, но лицо - это окно во внутреннюю жизнь человека, и отражение этой внутренней жизни в образе определяет различия между умелым, наблюдательным художником (или писателем) и деревянным. Это две весомые причины, ради которых мы должны   поработать над этим конкретным навыком. Живое выражение лица может компенсировать недостатки в пропорциях (частично потому, что взгляд не сможет оторваться от лица!), но не наоборот - персонаж с лицом, подобным восковой маске, выключается.
Рисование мимики стоит на грани самой действительности и представления о ней. Так театральные актеры должны поддерживать свою актерскую работу большей жестикуляцией и театральной речью, чем обычно, потому что «нормальные» выражения лица не видны аудитории, поэтому мы, отбросив мысль «как будет выглядеть печальное лицо» сосредоточимся на том, «какие выражения лица будут читаться как печаль». Другими словами, иллюстрация должна восполнить жизненные подсказки, которых нет на бумаге.
В этом уроке я расскажу о частях лица, которые меняются, выражая эмоции, а затем покажу, как достигается широкий спектр выражений лица. Я попыталась включить много сложных эмоций, но это ни в коем случае не отражает весь спектр того, что может выразить лицо. Диаграмма работает так же, как цветовой круг: любые два цвета могут быть смешаны, но если вы смешаете слишком много, получите неопределённый сероватый оттенок. Точно так же мы можем ощущать много эмоций одновременно, но чем более многочисленны и/или противоречивы они, тем больше лицо принимает двусмысленую маску, как будто они отменяют друг друга. Нет никакого рецепта успеха, есть одно большое эмпирическое правило: то, насколько хорошо вы рисуете эмоцию, связано с тем, насколько хорошо вы способны стимулировать эту эмоцию в себе, другими словами, чувствовать её, когда рисуете и представляете свою реакцию - точно так же, как убедительный актёр.

Дерево эмоций, используемое здесь, - это моя собственная система ветвления, и я нахожу это удобным, но это, конечно, не научная классификация, и всё можно устроить по-другому. Метки лучше понимаются в связи друг с другом, а не как абсолютные значения, потому что разные люди не только будут выражать эмоции по-разному, они также будут интерпретировать их по-разному в зависимости от опыта и культуры. Эмоция, которую я обозначаю как «сердитую», может показаться вам «взбешённой», или, может быть, ваш персонаж настолько сдержан, что его гнев будет выглядеть только «расстройством» на моей диаграмме. Здесь важно только то, что «сердитый» сильнее, чем «расстроен» и слабее «яростного». Лишь один полезный факт: исследования показывают, что выражения счастья, грусти, гнева, страха, удивления, отвращения и интереса являются универсальными в разных культурах.

Как выражение лица отражает наши чувства

Глаза

Многое можно выразить одними глазами. Колебания век, положение радужки и размер зрачка создают тонкие, но ощутимые различия в выражении, так как глаза являются центром притяжения взгляда на лице. Они определяют всё выражение, поэтому убедитесь, что у вас есть глаза, прежде, чем переходить к остальным чертам. В Дереве эмоций глаза открыты и состояния зрачка описаны жирным шрифтом, как показано ниже:
Под alert (старый) я подразумеваю глаза в их естественном состоянии в период бодрости. Они не должны быть более открытыми, чем спокойные глаза, но в рисунке без лишней детализации веки рисовать не надо, потому что они придают «non-alert».
Зрачок может быть трёх размеров:
Широкий (dilated) зрачок не от испуга или ширины глаза (единственным исключением является состояние глубокого ужаса). Узкий (contracted) зрачок не из-за расслабления или сонливости.

Обратите внимание, что светлые глаза (синий, серый) всегда выглядят шире, чем тёмные, зато тёмные глаза всегда выглядят более спокойными, чем светлые. Поправка на эти факторы, так или иначе, всегда необходима, чтобы глаза выглядели правильно. На диаграмме только светлые глаза потому, что мне хотелось показать зрачки.

Брови

Брови очень утончённы в выражении эмоций. Я обнаружила, что самое малое изменение бровей может изменить выражение лица, которое я рисую. Для простоты изучения разделим бровь на две части, которые могут двигаться почти независимо: основание брови и дугу. Я сказала "почти", потому что одна часть всегда немного сдвинется вслед за другой. Они обе могут оставаться спокойными, поднятыми, опущенными или в комбинации этих состояний в зависимости от эмоции, как показано в таблице:

Каждое сжатие может бровей может быть разным по силе, что также влияет на общую форму (и создает складки над носом и на лбу), есть много очень тонких оттенков, которые здесь невозможно показать. Пользуйтесь чутьём и своими наблюдениями. В Emotion Tree показан хороший набор примеров.

Рот

Область рта вторая, сразу за глазами, часть лица для выражения эмоций. Вы найдете детали положения губ (и дополнительных особенностей, таких как ямочки, зубы ...) в Emotion Tree, но здесь есть примечание о формах рта, которые создаются комбинацией изгибов каждой губы.
  1. Кончики губ вверх: усмешка, природная (открытая) форма рта.
  2. Линия верхней губы выгнута, нижней вогнута вниз: сверхсчастливый - рот открыт более, чем обычно, возможно, чтобы закричать.
  3. Кривые обеих губ вогнуты: смятение, страх (углы рта расслаблены, но нижняя губа страдальчески вздёрнута).
  4. Верхняя губа вверх, нижняя вниз, но верхняя изогнута больше: челюсть отвисла. Всё расслаблено.
  5. Губы выглядят так, как будто хотят соединиться в середине, углы рта раздвинуты: это рот, раскрытый в гневе. 

Нос

Нос - не самая выразительная черта, но он вспыхивает под определенными эмоциями (гнев, плач, отвращение, возбуждение) и даже морщится у основания во время крайнего гнева и отвращения.

The Emotion Tree (дерево эмоций)


Ветвь расслабленности

Характеризуется горизонтальностью линий и отсутствием крайностей - без искажений лица.

Blank:

Пустое (blank) лицо - это отправная точка для всех эмоций, но здесь его следует отличать от расслабленного лица. В жизни пустое или нейтральное лицо и есть расслабленное, но не обязательно так выглядит. Вмешиваются индивидуальные особенности людей; некоторые, когда полностью расслабились, выглядят так, будто они хмурятся, другие так, как будто улыбаются. Чтобы сделать простое лицо на бумаге, надо помнить, что: 

  • Лицо без выражения, но не расслабленное.
  • Брови нейтральны.
  • Глаза внимательны, но могут не иметь никакого выражения.
  • Зрачок касается верхнего века.
  • Губы спокойно сжаты (прямая горизонтальная линия).

Relaxed:

Чтобы отличить это выражение на бумаге от blank лица, нам нужно подчеркнуть чувство расслабленности.
  • Поверните рот немного вверх. Улыбка почти незаметна, но даёт понять, что это довольно приятное чувство.
  • Брови остаются нейтральными.
  • Глаза расслаблены, зрачок закрыт и в меру расширен.
  • Peaceful:

    Внутренний мир и спокойствие проявляются в отсутствии какого-либо напряжения в чертах лица.
    • Единственное реальное отличие от «расслабленного» - это прикрытые глаза, словно в доверии или согласии.
    • Из-за прикрытых глаз брови тоже немного опущены.
    • Веко и область вокруг расслабленных закрытых глаз ровные, с нижним изгибом века.
  • Refreshed:

    «Aahhhh ...» Лицо, которое продает моющие средства и приятные запахи.

    • Единственное реальное отличие от «Peaceful»: улыбка шире, а губы частично инстинктивно реагируют на приятное чувство. Обратите внимание, что если посыл усиливается, это приводит к «слащавости» лица.
  • Savouring:

    "Мммм ..." Чувство довольства!

    • Улыбка расширяется, углы сжаты, могут появиться ямочки.
    • Глаза сожмурены по этой же причине.
    • Голова откинута и подбородок задран - уход от мирских забот, чтобы лучше сосредоточиться на ощущении.

Lazy:

Тяжёлые веки в сочетании с улыбкой выдают тот факт, что этот человек не только «расслаблен», но и собирается быть праздным.

  • Глаза сонные, зрачки едва полуоткрыты: тонус век меньше нормального бодрствующего состояния.
  • Только брови ровнее обычного.
  • Улыбка лёгкая - меньше усилий!

Tired:

Потеря тонуса уже не является чем-то приятным, а связана с упадком сил.

  • Голова немного склонилась.
  • Глаза сонные.
  • Брови жалобны.
  • Намечаются мешки под глазами.

Drained:

Энергии не осталось, полный упадок.

  • Голова заметно опущена.
  • Брови более жалобны, даже болезненны.
  • Глаза едва приоткрыты.
  • Мешки выражены.
  • Расслабленная челюсть почти отвалилась.
  • Sleepy:

    Клюёт носом. Это - следствие усталости, а не перенапряжения, и, как следствие, напряжения не заметно (если только человек не спит, уставший).

    • Бровь вытянута над глазом, который пытается оставаться открытым.
    • Голова склоняется вперёд и, похоже, отваливается в сторону.
    • Другой глаз и бровь полностью расслаблены, как во время сна.
    • Рот нейтрален.
  • Groggy:

    “Ах? Что?... Где мой кофе?" Это состояние, известное как тяжёлое пробуждение. Утро понедельника.

    • Глаза расфокусированы и затуманены.
    • Брови в кучу.
    • Рот сконфужен.
  • Bored:

    «Мёртвая скука» - это отсутствующее выражение: все черты горизонтальны, словно стремясь ещё более опустошить пустое лицо.
    • Брови опущены на глаза в самой нижней точке. 
    • Рот слегка подвёрнут (скука надоела), но не настолько, чтобы выдавать какое-то напряжение.
    • Глаза сонные.
    • Ветвь Surprised (удивление)

      Это меньшая область, чем остальные, потому что удивление обычно включается в другие эмоции, но здесь мы видим чистое, «без примесей» удивление, ни положительное, ни отрицательное. Его общая характеристика - открытость и округлость: сначала глаза, затем остальные черты.

Curious:

Единственное отличие от Blank лица - проявление интереса в глазах.

  • Брови приподняты; одна может быть выше, для акцента.
  • Взгляд внимательный, собранный.
  • Рот может быть чуть приоткрытым.

Surprised:

Типичная реакция на неожиданность. Голова внезапно откинута.

  • Рот морщится; это больше стилистический эффект, чем реальная реакция, с целью привлечь всё внимание к распахнутым глазам.
  • Широко раскрытые, круглые глаза (с почти свободной радужкой) и брови.
  • Рот может быть слегка разинут.

Puzzled:

«Я не понял ...»

  • Глаза прищурены, будто ищут проблему где-то внизу.
  • Брови нахмурились.
  • Губы поджаты в раздумье.
  • Бровь, возможно, поднята в беспокойстве («Мне это надо?»)
  • Психологи отмечают половые поведенческие отличия: в недоумении мужчины склонны мять подбородок рукой, теребить уши или тереть свой лоб/щёки/затылок. Женщины, как правило, прикладывают палец к нижним передним зубам с открытым ртом или упирают палец в подбородок.

Impressed:

Это реакция на что-то не только неожиданное, но и то, что мы никогда не считали возможным. Сопровождается наклоном головы вперёд, глаза как бы смотрят на поразивший воображение предмет (или представление о нём).

  • Глаза распахнуты, но брови ни изогнуты, ни задраны, (обратная сторона “curious”) - как будто не всё лицо хочет верить новостям.
  • Челюсть слегка отвисла.

Shocked:

«Удивленный» в гораздо большей степени, полное недоверие: прибытие пришельцев, животное спросило, который час - вроде этого.  

  • Челюсть расслабленно отвисла, рот остаётся узким. Разинуть рот широко, как в страхе, в этом состоянии невозможно, потребуются мышечные усилия.
  • Брови сильно подняты.
  • Глаза максимально расширены, радужка свободна.
  • Нарисованная вокруг глаз линия наводит на мысль, что они готовы выскочить из орбит.
  • Губы не вздёрнуты, поэтому зубов не видно.

Ветвь улыбок (Smiling Branch)

Характеризуется изгибами черт лица.

Smile:

Это улыбка известна как вежливая, натянутая, слабая или «фальшивая». Её отличают два признака (не путать с лёгкой, но подлинной улыбкой, например, с «добродушной»):

  • Веки не прищуриваются, образуя гусиные лапки в уголках глаз.
  • Углы губ растягиваются горизонтально, не изгибаясь.
Это вымученная улыбка на фотографиях, не портящая выражения лица. В некоторых культурах, например в Юго-Восточной Азии, такая улыбка может выражать смущение или вежливый отказ.

Настоящая улыбка:

Сердечная (во всю ширь лица) улыбка - это рефлекс, который нельзя подделать.

  • Нижние веки прищурены, глаза сияют, морщинки у глаз собраны в гусиные лапки.
  • Уголки рта вздёрнуты, приподнимая линию рта целиком.

Grin:

«Настоящая улыбка» такой силы, что губы вынуждены раздвинуться и открыть зубы.

  • Глаза такие же или сощурены ещё больше.
  • Углы рта более очевидны, с линиями, соединяющими их с крыльями носа.
  • Блестящий треугольник зубов, как признак полного счастья.

Excited:

Эмоция едва сдерживается, поэтому черты лица, до этого сомкнутые, раскрываются.

  • Глаза распахнуты, но прищур нижнего века ещё заметен.
  • Брови вздёрнуты.
  • Полный восторг.

Ecstatic:

Плотину прорвало, лицо свободно изливается радостью и восторгом.

  • Брови округлые и высокие.
  • Глаза круглые с открытой радужкой.
  • Смеющийся  рот открывается - в этом состоянии трудно молчать.

Proud:

Здесь как пример нейтральной эмоции; для негативных ассоциаций - «надменный» и «высокомерный».

  • Глаза закрыты и расслаблены во внутреннем созерцании достигнутого.
  • Улыбка слегка самодовольная.
  • Подбородок приподнят, голова откинута назад.

Pleased:

Когда всё идет путём, но мы пытаемся сдержать удовлетворение, из вежливости или озорства.

  • Глаза закрылись, словно чтобы скрыть самодовольство.
  • Нижнее веко приподнимается, еще больше сощуривая глаз.
  • Широкая улыбка искренняя, но рот в то же время сжат, чтобы скрыть злорадство; это создаёт больше линий.

Amused:

“Ooпс! Это забавно.”

  • Брови подняты.
  • Глаза особенно внимательны, зрачок немного сужен.
  • Улыбка кривится, но сдержанно, возможно, чтобы не оскорблять предмет развлечения.

Laughing:

1. Взрыв смеха: голова внезапно откидывается назад. Всё сокращение находится в нижней части, область глаз теперь распущена.
  • Глаза закрыты, но могут быть расслаблены.
  • Рот широко раскрыт, верхняя губа почти плоская, а нижняя губа изображает щедрую параболическую кривую.
  • Брови высокие и круглые.
  • Ноздри раздуты.
  • Видны зубы и язык.
2. Хохот - это жестокая реакция: по мере того, как сжимаются все части лица, начинает проявляться стресс (и даже боль).

  • Голова и тело раскачиваются вперёд и назад.
  • Брови нахмурились или сплелись.
  • Глаза сжимаются и могут начать разрываться.
  • Рот по-прежнему широко открыт, но видна попытка заставить его закрыться.
  • Складки носа и ноздри вздуты.
  • Tender:

    При взгляде на любимого человека, на ребёнка или на что-то восхитительное.

    • Голова набок и слегка вперёд.
    • Глаза мягкие: расслабленные, нижнее веко слегка приподнято, зрачки закрыты.
    • Рот изогнут в вежливой улыбке.
  • Seductive:

    В зависимости от личности, это пример объединения разных состояний.

    • Голова наклонена вперёд, смущение олицетворяет покорность.
    • Сексуальной привлекательности добавляют расширенные зрачки и розовые щёчки.
    • Глаза набрякли веками, «глаза спальни».
    • Губы выгнуты (повернуты наружу) в духе невинности и доступности (обоих полов).
    • Обратите внимание на то, что во время беседы при ухаживании пары смотрят вниз, и мужчины, и женщины наклоняют головы в период флирта.
    • Innocent:

      “Кто это? Я не знаю, о чём вы говорите”. Это для смеха. Тот, кто всерьёз хотел выглядеть невинным, оставил бы открытое  лицо и честный взгляд.

      • Брови круглые и высокие, словно в удивлении.
      • Глаза преувеличенно направлены вверх или в сторону.
      • Рот может сложиться в любое выражение, от губок бантиком до усмешки.
    • Hopeful:

      Сегодняшние лишения и завтрашние улучшения отражаются на этом лице единовременно.

      • Взгляд направлен вверх, как будто воображая будущее или умоляя о лучшей доле.
      • Брови скорбят: «бедный я»
      • Лёгкая улыбка - настоящий сигнал надежды; без неё это просто грустное лицо.
    • Сердитая ветвь (The Angry Branch)

      Характеризуется сокращением, в особенности, между бровями, что приводит к максимальной сморщенности в некоторых из этих выражений.
  • Frown:

    Лёгкий хмурый взгляд может означать, что кто-то начинает раздражаться, но это не обязательно; насупленность означает и сосредоточенность, сомнение, попытку что-то вспомнить. Лёгкая хмурость в улыбающемся лице делает его более решительным и менее свободным.
    Если не считать сдвинутых бровей, лицо остаётся спокойным. Это сосредоточенное (слушающее/наблюдающее/думающее) лицо: «Я размышляю, прежде чем решить, что я чувствую».

    • Глаза спокойные, принимающие информацию.
  • Upset:

    Никакой двусмысленности: эта эмоция мягче, чем гнев, но явно выдаёт досаду.

    • Основания бровей опускаются вниз и могут образовать складки.
    • Вертикальная борозда проходит между сведёнными бровями.
    • Челюсть напрягается в кусающей гримасе, которая подталкивает нижнюю губу вперёд и заставляет кривиться рот.
    • Глаза встревожены.
  • Angry:

    Гнев заставляет человека пристально всматриваться, с подсознательной целью заставить другого сдаться без боя.

    • Брови низко сведены, чтобы нагнать больше страха.
    • Ноздри расширены пропорционально ненависти в отношении объекта гнева.
    • Рот собран в плотную щель со снисходящими линиями в углах.
    • Одним из первых признаков гнева является неконтролируемое покраснение ушей.
    • Другими признаками гнева являются напряжённое тело, проявление агрессии (руки на бёдрах или сжаты в кулаки, ладони имитируют удары).
    • Furious:

      Эмоции больше не сдерживаются, а рот разинут для крика.

      • Голова наклоняется вперёд, как у разъярённого быка. 
      • Насупленные брови затеняют глаза.
      • Глаза сведены в напряжении.
      • Рычание заставляет верхние уголки рта растягиваться, в то время как нижняя губа все ещё выдвигается вверх, что приводит к этой форме рта.
      • Образуются морщины гнева на носу, добавляя горизонтальные борозды к вертикальным.
      • Ноздри раздуваются ещё больше, с глубокими линиями от крыла носа к углу рта.
      • В углах рта могут обнажиться нижние клыки. 
    • Enraged:

      Полная копия животной ярости. Всё, что происходит с человеческим лицом, можно наблюдать по пунктам у разъярённого льва или волка.

      • Брови одновременно собраны и изогнуты, образуя складки на лбу.
      • Широко раскрытые глаза с колючими зрачками выглядят безумными и ослеплены яростью.
      • Верх носа сморщен оскалом.
      • Брызжет слюна, похоже!
      • От повышенного давления раздуваются вены на висках.
      • Рот и область носа, искажённые яростью, обнажают зубы и язык.

Sneering:

В ответ на презираемое явление, будь оно физическим (плохой запах ...) или моральным (обман ...)

  • Голова откидывается назад, взгляд опущен.
  • Ноздри поднимаются, делая линию крыла выпуклой и вытягивая губу в завиток на одной или обеих сторонах.
  • Нижняя губа поднимается, изгибая рот.
  • Глаза внимательны, но сужены.
  • Углы рта растянуты, что делает его более широким.

Haughty:

Выражение лица Lucius Malfoy. Это насмешка, но несильная: холодное презрение. Объект презрения слишком ничтожен, чтобы вызвать какое-то чувство.

  • Глаза расслаблены, зрачки закрыты.
  • Голова отклонена, взгляд на носу.
  • Брови слегка приподняты, едва нахмурены от презрения. 
  • Уголки рта немного опущены.
  • Глаза могут закатиться в презрении.

Arrogant:

Чопорный тип, уверенный в своём превосходстве.

  • Голова откинута, взгляд направлен вниз.
  • Брови опущены в выраженной складке.
  • Самодовольная улыбка: фальшивая улыбка со вздёрнутой нижней губой посередине.
  • Один или оба угла рта собраны в насмешку, добавляя хитрости и самодовольства.

Disgusted:

Универсальная, рефлекторная реакция, в основном на еду, но также и на менее материальные объекты. Всеми чертами, морщась (глаза, нос) или выталкивая (рот), лицо отвергает субъект отвращения.

  • Брови слегка сдвинуты.
  • Глаза сужены или прикрыты наполовину.
  • Голова наклонена вперёд, взгляд из-под бровей.
  • Нос сморщен.
  • Ноздри вздёрнуты, кончик носа искажён.
  • Линии крыльев носа глубоко обозначены и вытянуты на всю длину.
  • Язык, имитирующий рвотное действие, заполняет большую часть рта.
  • Подбородок сморщен.
  • Верхняя губа ослаблена, нижняя губа вывернута вверх, что образует эту форму рта.
  • Лицо вытянуто, благодаря открытому рту.

Sceptical:

“Думаешь, я поверил?”

  • Пустой взгляд (сонные глаза с прямыми горизонтальными веками, полузакрытый зрачок) подтверждает скуку и недоверие (см. “Curious” для бдительных глаз).
  • Единственная поднятая бровь - универсальный признак скептицизма.
  • Рот кривится ровно настолько, чтобы не показать довольство. (Переведите губы в кривую ухмылку и выражение станет циничным.)

Vindictive:

“Ну, погоди, Henry Higgins ну, погоди...”

  • Нижние веки прикрыты больше, чем верхние, создавая видимый мешочек и заставляя глаза кривиться.
  • Глаза так прищурены, словно целятся!
  • Нахмуренный взгляд опущен и рассеян, но не более того, приберегая гнев до случая.
  • Рот съёживается едва ли не до размеров носа.

Pout:

«Меня это не устраивает, но я не могу/не хочу ругаться». Чаще всего наблюдается у детей, но надутые губы - это непроизвольный рефлекс несогласия.

  • Обвиняющие глаза смотрят исподлобья.
  • Нижняя губа выдвигается вверх, смотрится толще и выворачивает рот; подбородок собран.
  • Голова склоняется в непроизвольной покорности.

Grumpy:

Более-менее расстроенный вид, часто комического свойства.

  • Хмурость, смягчённая сонными глазами и полузакрытыми зрачками: «Я сержусь и обижен не взаправду».
  • Рот изогнут, но скручен и показывает, что это не должно быть принято слишком серьёзно.

Печальная ветвь (The Sad Branch):

Характеризуется чертами лица, слегка изогнутыми вниз. Вся эта ветвь также показывает опускание плеч.

So-so:

“Me.” Лицо спокойное, но с признаками, что не всё в порядке.

  • Уголок рта сжат, словно попытка улыбнуться провалилась.
  • Брови нейтральны.
  • Глаза расслаблены, зрачок под веком.

Blue:

Главное отличие от "Sad" в глазах, расслабленных и покорных. Это то, что через некоторое время превращается в грусть, поскольку боль притупляется, но не отпускает.

  • Следовательно, радужная оболочка шире и касается века.
  • Брови немного свисают.

Depressed:

В одном шаге за “Blue”, нет никаких сил даже на грусть. Покорность превратилась в безысходное безразличие.

  • Глаза унылые и сонные, радужка едва заметна, зрачок расширен. Они могут закрыться, отсекая окружающий мир.
  • Голова опущена или даже висит.
  • Брови могут быть почти нейтральными, как если бы им требовалось слишком много сил для поддержания в «печальном» положении.

Sad:

Страдальческий взгляд, причина грусти ещё свежа в памяти. Все чувства обнажены.

  • Основания бровей приподняты и сведены, но здесь ещё нет видимого напряжения: это чистая печаль без страха и гнева.
  • Глаза тревожны (к свежей боли), верхние веки скошены в изгибе, подчеркивающем это состояние. Зрачки обычного размера.
  • Рот опущен.
  • "Тихие слёзы" вот-вот покатятся по щекам.

Distressed:

Боль и смятение: здесь нет покорности, но отчаянное желание избавиться от источника боли.

  • Основания бровей драматически задраны.
  • Слёзы уже рядом.
  • Губы едва сдерживают боль.
  • Углы рта закручиваются, а нижняя губа кривится в непроизвольной мышечной судороге, готовая к крику.
  • Зрачки свободны, так как глаза расширяются в страхе (от неспособности отменить боль).

Crying:

Раздавлен до рыданий горькими слезами; вид максимально искажённого лица в этой ветви.

  • Глаза готовы закрыться, как только складка бровей и нижнее веко сомкнутся.
  • От напряжения лоб покрыт горизонтальными морщинами.
  • Слезы обильно текут из обоих уголков глаз.
  • Мышечный спазм нижней губы усиливается.
  • Лицо вспыхивает.
  • Ноздри раздуваются.
  • Подбородок трепещет.

  • Pain:

    Это гримаса физической боли у взрослого, но для реакции ребёнка на боль см. “Crying”. Черты лица сокращаются, насколько это возможно - сокращение может дать облегчение, уводя внимание от боли.

    • Брови сжимают глаза, их основания выгибаются от боли.
    • Нижняя губа выпирает наверх, а углы рта сильно опущены, обнажая стиснутые зубы и даже нижнюю десну.
    • Глаза закрыты или сужены.
    • Нос сморщен.
    • Верхняя губа поднята.
    • Линии вокруг рта, похожие на круглые скобки, выдают состояние и силу чувства.

Disappointed:

У детей разочарование было бы чистой печалью, но у взрослых печаль накрыта укором.

  • Губы сжаты (чтобы удержать упрёки), рот может сдвинуться в сторону, как бы скрывая гримасу.
  • Брови - это смесь грусти и неодобрения в разных пропорциях.
  • Глаза спокойны, зрачки касаются век.

Frustrated:

Сочетание гнева и желания плакать.

  • Основания бровей пытаются нахмуриться и подняться одновременно, смыкаясь и выгибая брови почти по прямой линии.
  • Рот надутый, но напряжение сосредоточено в бровях, поскольку мозг перезагружается в поисках решения.  

Stressed:

Когда слишком много вещей приходят на ум, всё лицо сжимается, как бы пытаясь удержать их внутри, или, может быть, отключается, пытаясь понять, как с ними бороться.

  • Брови, нахмурившись, сжимают глаза, но голова слегка поднимается, сохраняя следы боли.
  • Глаза хмурятся, их внутренние уголки опускаются.
  • Губы сжимаются, приподнимая рот.
  • Нос сморщивается с хрустом, даже кончик носа ползёт вверх.
  • Рот кривится в недоумении («С чего начать? как с этим бороться?”

Worried:

Близко к “Frustrated”, но с меньшим гневом и большим страхом.

  • Основания бровей похожи на “Frustrated”, но также поднимаются, создавая глубокие морщины на лбу.

Scared:

"Олень в свете фар."

  • Расширенные глаза с сокращёнными зрачками являются главным признаком, кричащим об угрозе.
  • Брови вздёрнуты.
  • Рот нервно сжат.
  • Руки с выпирающими сухожилиями в страхе комкают вещи.

Terrified:

Все чувства обнажены так, что кожа бледнеет, а волосы встают дыбом.

  • Глаза округлены, зрачок заострён. Это от ужаса, но обратите внимание, что в эту секунду зрачки расширяются, чтобы лучше видеть, хотя и глаза широко раскрыты. Создаётся жуткий, как-то нечеловеческий вид глубочайшей паники.
  • Обозначаются линии крыльев носа.
  • Брови подняты и сплетены.
  • Крик ужаса закручивает нижнюю губу, обнажая зубы.
  • Shy:

    Выражение лёгкого смущения, в отличие от "Embarrassed". Маленькие дети проявляют робость, вжимая голову в плечи.
    • Голова наклоняется вперёд и втягивается в плечи, как у черепахи.
    • Лицо, шея и уши покрываются румянцем.
    • Вынужденная усмешка смущения: углы рта растянуты набок, а не вверх.
  • Guilty:

    Выражает, пытаясь не выразить, другими словами, попытка стереть выражение лица.

    • Взгляд отведён и часто отсутствует, как будто зрительный контакт раскроет секреты. Голова почти отвёрнута.
    • Лицо невыразительно, в попытке привлечь как можно меньше внимания.
    • Черты лица как бы стираются.
  • Embarrassed:

    «Боже, лучше бы земля разверзлась подо мной!» Этот эмоциональный подъём выражен в глазах, в то время как остальная часть лица всё ещё пытается остаться незамеченной.

    • Круглые выпученные глаза смотрят вниз и в сторону; голова наверняка повернётся настолько, что лицо полностью исчезнет.
    • Нижняя губа вздрагивает от ужаса.

Мимика тела

Мы редко выражаем наши чувства одним лицом: всё наше тело бессознательно жестикулирует. Использование этих жестов сделает ваши персонажи менее закрепощёнными и более естественными. Руки особенно выразительны, и жесты рук были упомянуты под соответствующими гримасами. Вот некоторые общие и заметные позы тела, которые обязательно будут использовать иллюстраторы:

Руки на бёдрах:

Кисти на бёдрах, пальцы вперёд, локти отведены назад.

  • Классический знак доверия
  • Показывает готовность к действию, началу работы и прочее
  • Увеличивает верхнюю часть туловища, делая его на вид более мощным и угрожающим (или при наказании детей)
  • Ещё означает «Держись от меня подальше, я безбашенный».
  • Обратите внимание, если большие пальцы направлены вперёд, поза более женственна и сигнализирует о неопределённости, а не об агрессивности.

Скрещенные руки

  • Классическая защитная стойка
  • Несогласие, закрытость, высокомерие, неприязнь. Женщины не скрещивают руки около мужчин, которые им нравятся.
  • Ограждающая поза для самоуспокоения и снижения социального стресса.
  • Руки и локти, плотно прижатые к телу, означают острую нервозность.

Касания к себе:

Мы бессознательно прикасаемся к нашему телу, чтобы успокоиться или снять стресс. Неожиданность, несогласие, разочарование, неуверенность проявляются в касаниях пальцами губ, царапаньи головы, хватании за шею, мочку уха, потирании щеки, массировании другой руки и т. д. Такие манипуляции усиливаются стрессом и неодобрением.
Особенно хорошо показывать через эти сигналы сдерживаемый гнев, так как они часто являются способом подавления агрессивности.
Обратите внимание, что у маленьких детей рука за головой может выражать ревность.

Время практики

Удивительно, как много людей не знают, как показать эмоции, хотя сами проявляют их снова и снова. Средство от этого - наблюдать за собой изнутри. Любыми способами вызывая в себе эмоции (печальный или весёлый фильм, дума о проблеме, которая вас раздражает, просмотр кошачьего видео, всё, что вы можете придумать), внимательно наблюдайте, как изнутри, так и в зеркале, за изменениями своего лица (и всего, что связано с вашим телом). Лучше, всё-таки, следить изнутри, потому что наблюдение в зеркало отвлекает от внутренних ощущений. Наблюдайте последовательно за своими эмоциями и/или эмоциями других людей в реальных ситуациях. Мы оказываемся в них ежедневно; будьте всё время наблюдательны.
Это упражнение было мемом, но это и весело, и хорошая практика. Создайте эмоциональный лист любимого персонажа (вашего собственного или любого существующего) для заполнения определённым количеством выражений. Чтобы не тяготеть к своей зоне комфорта, выберите их методом тыка (например, указывая с закрытыми глазами). Вы можете пойти дальше и попробовать смешанные выражения или более сложные, не изученные здесь.
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Другие новости

Комментарии (0)


Оставить комментарий